Новинки общепита: хипстерские вкусняшки. Как быть хипстером Какое пиво предпочитают хипстеры

Собственно, "хипстер" (hipster, hip - крутой, -ster - пренебрежительное окончание в англ. языке, типа русского -ец в слове Иванец) пришло из конца 40х и в своём историческом значении было несколько пренебрежительным обозначением белой молодёжи, пытавшейся копировать стиль жизни бибоп музыкантов (как правило, чёрных) во всём, кроме, собственно, музыки. Этакие позёры от джаза. При этом собственно "ругательным" слово "хипстер" было в речи молодых битников, которые тоже любили послушать бибоп, покурить траву и поплясать, но, что называется, не заморачивались. В их понимании "хипстер" - это поехавший и опустившийся на почве наркотиков завсегдатай джазовых баров, немытый и стрёмный даже по меркам самих битников.

Слово прижилось и со временем с заменой пренебрежительного на уменьшительно-ласкательное окончание превратилось в "хиппи" (hippie), обозначая уже контр-культурных детей битников, а не их сторчавшихся старших братьев.

Из небытия слово вылезло в период "смерти субкультур", в 2000е, когда им стали называть людей, намеренно самоустранявшихся от "мейн-стрима". Как субкультура, современные хипстеры выросли из переменчивой альтернативно-роковой тусовки, постоянно порождавшей каких-нибудь удивительных ребят - то инди-кидов, то гранж, то эмо. Современный хипстер впитывает всё это и многое другое - от этно до экспериментального хип-хопа и джаза. По сути, это даже не субкультура. Хипстер - это человек, следующей альтернативной моде, но, в отличие от представителей контр-культуры, хипстеры не отрицают и не борются с массой. У них просто своя мода, свои тренды и свои интересы, так же как и в "большой" тусовке разделяемые всеми членами, в той или иной степени. При этом эта "альтернативная", хипстерская мода настолько влиятельна, что уже лет 10 оказывает большее влияние на масс-маркет и музыкальную индустрию, чем "высокая мода" и "поп-культура". Этот поп-исполнители стали добавлять фолк-элементы и речетативы в свои клипы, а не хипстеры увлеклись ставшим вдруг популярным кантри.

Иронично, но само причисление себя к субкультуре противоречит "хипстерству" как таковому. Таким образом, оскорбительнее всего для хипстера звучит заявление "ты хипстер", причём от другого хипстера. К счастью, в любой тусовке, особенно такой громадной и достаточно развитой, состоящей, как правило, из людей образованных и интеллектуальных (ну или стремящихся таковыми казаться) большинство таких заявлений иронично или даже самоиронично.

Массы же, как обычно, схвали то, что осталось после тусовки "хипсторов", и, почти как у Пелевина в "S.N.U.F.F", взяли слово в качестве ругательства, не вникая в его значение.

В итоге в устах хипстера фраза "да там одни хипстеры" может означать в зависимости от объёма мозга:

а) Это отличная тусовка, го.

б) Там мне в прошлый раз чуть нос не сломали.

А в устах угрюмого похмельного обывателя что-то вроде:

"Да какие-то гогенцолерны и мятая коломна собрались и орут свои басурманские песни".

П.С. Я тут недавно ненароком наблюдал дикий гнев пары типичнейших представителей "повзрослевших" говнарей, который заклевали парня, пошутившего про то, что Егор Летов, мол, был хипстером.

Таки был. Перефразируя его, "самым настоящим хипстером, каких мало": слушал Joy Division, носил Converse, смотрел артхаус и был в теме. За это, мы, хипстеры, его и любим.

Пивной рынок в России падает уже много лет. Однако совладельцам Oasis Beverages Евгению Кашперу и Александру Лифшицу удалось построить в стагнирующей отрасли растущий бизнес. В сложном 2014 году партнеры начали международную экспансию.

Пивной коллапс

Когда Александр Лифшиц и Евгений Кашпер вложили вырученные от продажи "Пивоварен Ивана Таранова" деньги в Московскую пивоваренную компанию (МПК) и в 2008 году построили в подмосковных Мытищах завод, найти поводы для скепсиса было нетрудно. Пивную отрасль уже контролировала большая четверка международных производителей: "Балтика" (Carlsberg), SUN InBev, Heineken и Efes. Потребление пива не росло, в России бушевал кризис, а предприниматели зачем-то построили с нуля современный завод.

Производство пива в России с тех пор стабильно снижается. Если по итогам 2008 года годовое падение составляло 0, 6%, то в 2013-м - более 8%. Всего же начиная с 2008 года рынок пива в России сократился более чем на 25%, а прибыль производителей - более чем на 40%.

Причинами затяжного пике стали насыщение рынка, ограничения на рекламу и продажу пива, а также постоянный рост акцизов. С 2009 по 2014 год акцизы на пиво выросли в шесть раз - с 3 руб. до 18 руб. за 1 литр.

За последние годы в России закрыто около десяти пивоваренных заводов. Например, компания InBev (марки "Клинское", Bud и другие) за последние шесть лет закрыла уже пять предприятий. В этом году турецкая Efes закрыла заводы в Москве и Ростове-на-Дону. А "Балтика" временно приостановила работу пивоварен в Челябинске и Красноярске.

Уходящий год для пивоваров будет очень непростым. По прогнозам, рынок может упасть еще на 8-9%. Недавно некоторые транснациональные пивные компании отчитались по итогам работы в России в третьем квартале 2014 года. Например, Heineken снизила свои продажи в РФ на 5%. У МПК на фоне остальных игроков дела идут хорошо. По итогам 2013-го объемы продаж МПК выросли на 15%, в этом году объем производства пива увеличится на 3-4%. По расчетам, на заводе будут произведены примерно 2, 9 млн гектолитров пива. В том числе новой марки - "Трехгорное", которая была запущена в октябре этого года. Сейчас МПК занимает около 3, 5% на российском рынке пива и 12% в ключевом Московском регионе. Что отличает стратегию МПК от лидеров рынка, теряющих клиентов?

Свой среди чужих

Кашпер и Лифшиц изначально позиционировали МПК как нишевого производителя. "Мы не хотим разливать массовое пиво. Будем выпускать несколько сортов, но не в тех количествах, что интересны глобальным концернам", - сказал Лифшиц СФ на открытии завода. Чтобы не конкурировать напрямую с лидерами, он сделал ставку на потребителей, которые любят экспериментировать и все время покупают новые марки пива.

Основу портфеля крупных производителей составляют три-четыре федеральных пивных бренда. Сегодня в пивном портфеле МПК около 20 марок (включая продукцию по лицензии и импорт). Главные бренды - пиво "Жигули барное", производство которого началось еще в 2009 году, и "Хамовники".

Каждый год МПК выпускает что-то новое. "У нас есть такие неожиданные марки, как, например, "Мохнатый шмель" - эль в нестандартной литровой бутылке, - рассказывает гендиректор МПК Игорь Дементьев.- В магазине при заводе эта марка на первом месте по продажам. Скоро появится в магазинах. Мы собираемся активно двигаться в направлении небольших оригинальных марок". Кашпер переносит многие идеи с западного рынка на отечественный. В последнее время он неоднократно говорил о росте популярности крафтовых сортов пива у потребителей. Тенденция эта наблюдается как в США, где Кашпер провел большую часть жизни, так и в России.

С момента запуска производства в Мытищах компания старалась не тратиться на прямую рекламу, а продвигала пиво за счет BTL-акций. Например, первым среди российских производителей МПК стала проводить бесплатные экскурсии на завод. За четыре года на предприятии побывали около 80 тыс. человек. После часовой экскурсии предусмотрена дегустация пива. Планируется, что в ближайшем будущем завод сможет принимать до 60-70 тыс. человек ежегодно.

В этом году МПК удалось одной из первых воспользоваться снятием запрета рекламы пива на спортивных объектах. В октябре компания подписала контракт с футбольным клубом "Спартак-Москва". На четыре года МПК станет официальным партнером команды. Сумма контракта составляет около 150 млн руб.

"Ограничения на ТВ-рекламу нас мало коснулись: мы практически не использовали этот канал. Запрет на продажу пива в палатках нас тоже не очень сильно затронул: мы больше присутствовали в традиционной рознице", - объясняет Дементьев.

Несмотря на рецессию в российской экономике, Кашпер и Лившиц намерены в течение двух лет удвоить мощности предприятия до 7 млн гектолитров в год. Весной 2015-го компания начнет вводить в эксплуатацию новый варочный цех. Мытищинский завод станет вторым по объемам предприятием в России после "Балтики".

Впрочем, Россией дело не ограничится. Осенью 2014 года Евгений Кашпер договорился о приобретении контрольного пакета акций в американской компании Pabst. Она выпускает культовое среди хипстеров пиво Pabst Blue Ribbon и занимает 3% американского рынка. Как рассказал "Коммерсанту" Кашпер, у него будет полный контроль в компании. Сумма сделки не раскрывается. Но, по данным источников The Wall Street Journal, стоимость компании составляет $700-750 млн. Не исключено, что в будущем марки Pabst появятся и в России.

Наступление малышей

Крупнейшие пивоваренные компании постепенно начинают сдавать свои позиции на рынке. Несколько лет назад их совокупная доля достигала 90%. Сегодня на "большую четверку" приходится чуть больше 77% всего произведенного в России пива. В то же время небольшие независимые производители наращивают объемы производства - им помогает мода на "живое" пиво. Страну заполонили небольшие магазины-пивные, где напитки продают в разлив.

Вот опять спрашивают, а кто же такие хипстеры. Ну прямо как дети малые. Вы просто вынуждаете меня писать банальности и очевидности.

Хипстеры в современном понимании этого слова (о хипстерах 40-ых я уже писала) - одна из древнейших субкультур. Они были всегда. Хипстеры противостоят культурному мейнстриму, не имея при этом никакой четкой жизненной позиции или идеологии, а ориентируясь только на вкус и ощущения - это круто и это нет. Поскольку понятие "крутости" крайне размыто, то определить в целом круг их предпочтений трудно, а можно только перечислить объекты, которые на данный момент явялются крутыми. Если хиппи или панков, к примеру, можно описывать с точки зрения провозглашаемой ими идеи, а можно обойтись простым описанием "волосатые" или "в булавках и с ирокезом", то для хипстеров первое невозможно, поэтому на вопрос, кто такие хипстеры, чаще отвечают "ну это такие, в скинни, с айПодом, в худи, они еще в Солянку ходят". Дело еще осложняется тем, что хипстеры не производят никакой своей культуры, а только потребляют, выбирая из общего потока то, что подходит под определение "круто" и выпадает из сферы интересов большинства. Наверняка среди ваших знакомых был человек, который появлялся с выпученными глазами, тряся какой-нибудь новой записью, - "Это крутая музыка, её вообще никто не слушает кроме меня!". Это имитация контркультуры, в принципе совершенно безобидная.

Удивительный парадокс в том, что американский и русский хипстеры из общего имеют только любовь к скинни и желание быть не как все. Но американский хипстер в этом смысле пассивен - он просто игнорирует эстеблишмент и насаждаемые обществом ценности и представления о так называемом успехе. Он беден, пьет дешевое пиво Пабст, носит копеечные майки Американ Аппарель, потому что на них нет никаких надписей и это не "Бренд", работает официантом с Старбаксе или продавцом в маленьком магазине виниловых пластинок, снимает на пару с приятелями квартирку в Вильямсбурге, курит сигареты American Spirit, часто вечный студент, всем средствам транспорта предпочитает велосипед. Он слушает инди-музыку на виниле, смотрит независимое кино, тусуется по маленьким клубам и до старости находится в поисках себя - пишет роман, который никогда не выйдет, снимает невнятное документальное кино, фотографирует что попало. Безобидное, хотя и безалаберное существо.

Русский, а особенно московский хипстер, это совсем другой коленкор. Отечественное хипстерство вылупилось из нашего дикого гламура, унаследовав от него всё, что можно - привязанность к брендам, понты и благосостояние. Наши люди, условно говоря, на такси в булочную ездят. Московский хипстер вполне обеспечен, работает в глянце или при каких-нибудь клубах, скупает продукцию Эппл, велосипед держит исключительно для понтов и это дорогой велосипед, из дешевых брендов признает только H&M и помянутую уже АА, которой в Москве торгуют в бутиках за неприличные для такой дешевой марки деньги. Он носит кеды за 300 баксов и имеет абонемент в фитнес-центр. Он любит жить богато, любит путешествовать, предпочитает комфорт, следит за распродажами в бутиках "эксклюзивных марок" и крайне привязан к тусовке, в отличие от американского собрата. Ко всему он еще нагл и агрессивен. Любопытно, что в Москве возник целый класс политизированных хипстеров, которые при всё том же отсутсвии позиции, довольно активно проявляют себя в бессмысленных акциях.

Если американский хипстер - это непродуктивная богема, то наш - просто офисный средний класс, но с претензиями. По сути, этот тот же гламурец, которому в эпоху буйного гламура приходилось плестись в хвосте, поскольку денег на поддержание статуса не хватало. Теперь же бедность в некотором роде в моде, так что при всех тех же вводных он может заявить, что он не отставший от эшелона гламурянин, а модный перец, а на бентли он не ездит, потому что это не круто, и он такой смелый, что может смешать курточку Марни и портки H&M в одном "луке". И да, он отважно подворачивает джинсы.

Обновите старое. Это смесь бережливости, уважения к старому и желания показать, что новое вас не волнует. Это не просто, так как новая продукция Apple и новая одежда также являются частью хипстерской культуры. Впрочем, в глубине души мы все противоречивы, и необходимо понять целостность этих противоречий, формирующих личность хипстера, и чем скорее, тем лучше.

  • Старые вещи, связанные с культурой хипстеров, это сигареты Парламент (а также наплевательское отношение к законам о запрете курения), пиво марки «Пабст», одежда дедушек и бабушек (или находки из благотворительных магазинов), велосипеды с фиксированной передачей (на которых посещаются даже ночные клубы), аналоговые камеры, повторное использование и переработка практически всего (для чего вам потребуется изобретательность, здравый смысл и веселое отношение).

Откажитесь от слепого потребительства. Покупки хипстеров должны помогать мелкой розничной торговле, окружающей среде и ремесленникам.

Помните, что большинство хипстеров можно отнести к довольно четко обозначенной возрастной группе. Возраст хипстеров варьируется от подросткового возраста до 30-летних. Все это, по сути, часть современного расширенного подросткового возраста, состоящего из экзистенциального страха, поиска смысла и внутренних целей.

  • Естественно, это не значит, что вы не можете быть хипстером в более старшем возрасте, но тот факт, что с возрастом вы все меньше обеспокоены и разочарованы мироустройством, означает, что вы: а) не так озабочены развешиванием ярлыков, б) потеряли необходимость быть частью субкультуры и/или в) менее злы, чем были раньше. Возможно, вы также пытаетесь справиться с проблемами ваших собственных подростков, то есть добавлять себе новые проблемы вам нет необходимости.
  • Посещайте места, где тусуются хипстеры. Они предпочитают городские ландшафты, и, благодаря интернету, поддерживают хорошую связь между собой. В США вы можете найти хипстеров в крупных городских центрах, где "все дозволено". Также популярны независимые художественные галереи, кинотеатры и концерты.

  • Образование. Нацельтесь на получение высшего образования, так как хипстеры хорошо образованы, особенно в таких областях, как гуманитарные науки, изобразительное искусство, математика и наука.

    • Читайте побольше, даже если это будет означать просиживание в книжном магазине, не приобретая никаких книг, но поглощая информацию. Стремитесь получить более качественное образование, чем то доступно в вашем учебном заведении.
    • Посещение библиотек (особенно небольших, районных библиотек) – вполне достойный вариант, так как это и бесплатно, и книги всегда можно вернуть обратно. К тому же, в библиотеках вполне нормально относятся к тем, кто подолгу засиживается там с книгой.
    • Многие хипстеры связывают свою карьеру с музыкой, искусством или модой. Эти области не являются преимущественным направлением для хипстеров, но служат естественным выходом для их творческой энергии.
    • Образование помогает хипстерам пренебрежительно относиться к окружающему миру. Они знают, что это шум из ничего, и история повторяет себя.
  • Будьте первым. Хипстеры предчувствуют ценность чего-либо до того, как это станет трендом или популярным. Множество музыкальных групп стали популярными только после того, как хипстеры стали посещать их выступления. Хипстеры также послужили началом многих направлений в моде, которые потом были взяты на заметку крупными домами моды. Множество технических новшеств изначально были опробованы хипстерами, а уже позже приобрели популярность.

    • Ирония бытия хипстером заключается в том, что когда что-либо становится трендом или популярным, надо переключаться на что-то новое и не признанное. В этом дух независимости; вы протаптываете путь для других и должны быть в постоянном движении.
    • Если вы действительно хороши в чем-то, например, математике, физике, медицине, психологии, политическом анализе, экологии, то есть все шансы, что однажды вы совершите открытия, до которых другим выдающимся умам человечества еще, как говорится, много световых лет. В глубине души вы знаете, что вы постигаете что-то действительно значимое, но другие не уверены в этом, так как это "великое неизвестное". Не беспокойтесь на этот счет, не отступайтесь от своего, и однажды настанет день, когда и другие люди постигнут ваши открытия.
  • Не отождествляйте себя с другими. Один из ключевых моментов бытия хипстера - это независимость. Не надо ходить и громко заявлять о том, что вы верны тем или иным идеалам. Почему? Такое поведение приведет вас в стан тех людей, которые очень любят наклеивать ярлыки – а оно вам надо?

    • Момент, когда вы слишком явно чувствуете себя хипстером, также является моментом застоя и подавления вашей личности статусом-кво. Именно поэтому большинство хипстеров, по возможности, откажутся от своего статуса.
    • Чтобы защититься от насмешек, многие хипстеры вывели свою иронию на новый уровень и насмехаются сами над собой (например, нося майку с надписью "Я ненавижу хипстеров"), тем самым не давая поводов для насмешек другим людям.
  • Держите руку на пульсе событий мира хипстеров. Когда появляются заметки о новой странной группе, вы должны знать об этом, желательно, до появления публикаций. Проверяйте сайты, где выкладывают подобную информацию, но старайтесь, чтобы окружающие не подумали, что вы проверяете их каждые 5 секунд.

    • Если какие-нибудь новые и очень андеграундные группы засветятся на соответствующих сайтах, вы должны будете об этом знать.
    • Скажем, проверяйте сайты Brooklyn Vegan (даже если вы не живете в Бруклине), Stereogum, Gorilla vs. Bear и Hype Machine как можно чаще, но, как мы уже сказали, постарайтесь, чтобы это не заметили окружающие.
  • Для любых предложений по сайту: [email protected]