Символы писанок. Писанка - история, символы и символика, орнаменты, разновидности, традиции. Символы здоровья и долголетия

Писанка - традиционная роспись на живом яйце. Писанки писались не только к Пасхе, а на протяжении всего года при важных случаях: свадьба, рождение ребенка, оберег на дальнюю дорогу, начало нового дела, строительство дома и пр. Обычай этот гораздо старше и ничего общего с христианством не имеет.

По археологическим данным традиции росписи на яйце более пяти тысяч лет. Еще при раскопках легендарной Трои было найдено каменное яйцо с нанесенными на него символическими знаками...

Традиция писанки была ранее распространена среди всех славянских народов от Южного Урала до Одера. Но известно что наши предки использовали в своих ритуальных действах не каменные, и не куриные, как ныне,а журавлиные,и непременно оплодотворенные яйца . Молодых мастериц при обучении предупреждают о том что менять или искажать рисунок-символ нельзя,нельзя писать отсебятину,нельзя злится и замышлять худое в это время.Создание писанки было и остается действом. Хотя назначение уже совсем иное.Сейчас писанка это талисман, домашний оберег, а не просьба Богу. Явственно видно что символы делятся на:до христианские,и христианские.До христианские это-Воловое,или Велесовое око,коники,Берегиня,солярные знаки-паучки, Древо жизни. Христианские-рыба - символ здоровья, плодородия, стихии воды. (Людям с повышенным давлением, сердечно-сосудистыми заболеваниями писанку со знаками рыбы лучше дарить в синем цвете)

Написание писанок - это древний священный обряд , и к нему готовились с большой ответственностью. Писанкарка постилась, пребывала в молитвенном настроении. Нужно было собрать яйца от светлых кур, которые неслись первый раз.
Кроме яйца, особенное символическое ритуальное значение имели и другие вещи, которые использовались при написании писанок: вода, воск, огонь, краски. Воду для мытья яиц и составления красок брали «непочатую», то есть набранную около 3-4-х часов утра, желательно из семи родников или криниц. Такая вода имеет особую целебную силу. Или же брали снеговую непочатую воду, то есть талую. Нести эту воду писанкарка должна была, не поворачиваясь назад и по сторонам, при встрече с прохожими не должна была здороваться и отвечать на вопросы, выдерживая строгое молчание. Тогда вода была «немая», чистая, то есть не несла никакой информации, и поэтому не могла повредить или исказить писанку.


Начинался обряд написания писанки с молитвы. Зажигалась свечка. Предварительно сходившая в баню мастерица хорошо обдумывала, что она планирует на год, составляла образ, намерение в воображении, которое следовало проявить. Далее - думала-гадала образы, знаки-символы, которые лучше всего подойдут для воплощения задуманного. То есть изображала в виде узора то, что желала, чтобы случилось. Были родовые символы, испробованные на протяжении многих веков. Если узор не приносил удачи, его больше не использовали. В процессе написания писанки мастерица приговаривала, «замовляла» каждый символ, представляя тех людей, для которых он предназначался или ту ситуацию, событие, которым символ должен был помочь воплотиться. Формулами-заговорами она как бы закрепляла магическую силу узоров. Таким образом, древние узоры, символы - это молитвы-просьбы о здоровье, добром урожае, семейном счастье и т.д..


Самым распространенным на писанках является знак Алатыря - символ творения мира, центра Вселенной. Этот знак несет гармонию и духовное прозрение. Сварга (свастика) - символ движения Вселенной. Сварга - знак, который программирует на успешную жизнь, продолжение рода, это символ Божьего благословения. Такую писанку хорошо разместить в духовном центре дома.

На писанках часто изображен бесконечник. Этот знак еще называют ужиком или волной, он является символом Богини Даны, космических вод. Волнистая линия без начала и конца символизирует бесконечность, ритмичность движения энергий, жизни, всего мира. По традиции, писанки с этим знаком размещали над входной дверью, чтобы они очищали помыслы каждого входящего в дом. Пасечники клали писанки с «бесконечником» в улей, чтобы бесконечно роились пчелы.


Символы Солнца на писанках - это круг, круг с точками, круг с крестом внутри или лучами снаружи. Также Солнце могут символизировать шести- и восьмилучевые звезды. Солнце - это пробуждение мира, рост, поэтому «солнечные» писанки чаще всего дарили парням. Писанки со знаками Солнца писали также детям, располагали возле детских кроваток, чтобы быстрее росли и набирались сил: детям и молодым людям писали на красном фоне, с ясными и пестрыми красками.


Цвет на писанках имеет сакральное значение. Красный («красивый, ясный») обозначает лад и любовь. Черный - цвет потустороннего мира. Поэтому писанки с черным фоном дарили пожилым людям, а также носили на могилы умерших родственников. Красно-черные писанки - магические, чередование красного и черного цвета может также означать единство противоположностей (инь и ян). Черный узор - символ земных Божеств. Желтым цветом изображали месяц и звезды, желтый цвет обозначал также урожай. Голубой - небо, воздух, в магии - здоровье. Зеленый - весна, возрождение природы, богатство растительного мира. Бурый, коричневый - символ плодовитой земли. Единение белого и черного означает уважение к душам умерших.

Считается, что яйцо, усыпанное разноцветными точками - зернами плодородия, может помочь женщине забеременеть и благополучно родить. Также женщины, которые хотели иметь детей, расписывали писанки цветами и дарили их ребятишкам.

Писанки с ромбами принесут удачу в творчестве - плодотворной работе. Спираль символизирует вечность - бесконечность.

Конь, олень - символы восхода и заката Солнца. В древних мифах повествуется, что олень на своих рогах выводит Солнце на небо. В мифах многих народов существует образ, что Солнце едет на запряженной конями колеснице. Конь, а также олень, считаются проводниками душ умерших из мира Яви в потусторонний мир, по аналогии, как они «переносят» Солнце из одного мира в другой. Писанка с такими символами поможет разогнать застойные энергии и активизировать жизненные силы.

Листья дуба, желуди символизируют мужское начало. Писанку с таким узором можно разместить у изголовья кровати главы семейства. Она будет подпитывать его положительной энергией и помогать во всех начинаниях..


Описание техники:

Мягким (не< 4М) грифилем, едва касаясь делим яичко на паралели и меридианы.Карандаш потом сотрется горячим воском.Прогреваем инструмент на огне свечи. Писачок может быть специальным, или например наконечником старой металлической иглы от шприца,аккуратно спиленной. или даже позвонком рыбьего хребта. Внутрь писачка набираем крошку парафина или воск, он более тугоплавкий. Пробуем на салфетке,чтоб на яйце не капнуло где не надо.Заполняем то что должно быть белым,погружаем в тепловатую краску самого светлого цвета.Краски-Желательно анилиновые. Вынимаем в х/б салфетку,обтираем.Далее заливаем парафином из писачка то что желтое,погружаем в следующую краску.Например-оранжевую.Зеленые и голубые фрагменты наносятся кисточкой, невпитавшуюся краску промакиваем салфеткой, заливаем парафином,опускаем в следующую краску.Так далее до самого темного.В конце нагреваем залепленное парафином яйцо в боковом пламени свечи,начинаем растирать парафин по поверхности яйца.В этот момент смывается карандаш и копоть,а яйцо начинает лосниться.



Пока писанка находится в краске - в этот момент мастерица читает молитвы, приговаривает!.

.












































.

**************************************** **************************************** ********************************
Обряды, связанные с изготовлением писанок.
Время написания писанок. Больше всего писанок расписывают к пасхе. Поэтому сложилось мнение, что их рисуют только к этому празднику. Раньше их расписывали ко всем весенним праздникам и для каждого из них были свои узоры.
На Сретение - 12 февраля, когда зима встречается с летом, на Черкащине рисовали три писанки с простым, ломаным и косым крестом (свастикой). Это знак того, что Солнце будет всё больше посылать тепла на землю.
На праздник Коляды , когда чтили Солнце при переходе с зимы на весну, на писанках изображали розу полную, боковую, половинчатую. Такие писанки девушки дарили парням в знак своей приязни и любви.
На сорок святых надо было выявить своё умение - сорок писанок надо было нарисовать с разными узорами. Если женщина с этим справлялась, то считалась настоящей писанкаркой. Обязательной была Писанка с мотивом «Сорок клиньев».
На Благовещенье уже рисовали деревца с цветочками, листья разные, сосенки, листья с бараньими рожками, хмелеки - всё то, что связано с приростом.
Вербное воскресенье приносило цветное и затейливое разнообразие писанок. Тут были и солнышки, и прутики, и деревца.
На Пасху и Проводы писанки наполнены солнечной красотой. Тут уже выписывают во всю широту творческой души. Только на Проводы цвета темнее и грустнее.
На Мироносицкую (10 мая) уже летние узоры идут. Тут больше ромбиков, горошка, бараньих рожек.
На Вознесение рисовали всё, что знали. И солнышки, и звёзды, и безконечники, и деревца, и разные хмелики. Ими одаривали друг друга, несли на кладбище и клали на могилки. Бывало, что расписывали и на Зелёную Неделю, красили в луке и клали на могилы тех, кто погиб насильственной смертью.
Так что почти четыре месяца рисовали писанки, прославляя весну и её праздники.
В далёких губерниях, например, Подольской, начинали писать писанки к празднику Коляды. На Кубани, Харьковщине - с Чистого четверга, иногда с 5-й недели Великого Поста или с половины поста. На Черниговщине - с 3, 4, 5,6 недели Великого Поста, причём в праздничные и воскресные дни писать писанки считалось грехом. На Полтавщине - иногда на Чистый четверг, иногда на Благовещение (25 марта), продолжали на Вербное Воскресенье. На Киевщине - не позднее Чистой недели, иногда раньше. На Херсонщине - с Чистого четверга. На 40 святых писали «сорокаклинцы».
Особым днём для написания писанок, как мы видим, был Чистый четверг. Четверг издавна был посвящён Божественному грому и молнии. У славян это был бог Перун, у греков - Зевс, у римлян - Юпитер. Существует тесная связь между почитанием весеннего Солнца и грозы. Возвращение весны сопровождается грозами, которые выводят, наконец, Солнце из-под зимних туч. Эти два явления соединились в представлении человека, а потому четверг занял особое место в праздновании почитания Солнечного Бога. Существует поверье, что в полночь чистого четверга наступает весна. Если в это время зачерпнуть воды из реки раньше, чем коршун омочит в ней своё крыло, то такая вода принесёт красоту и здоровье. Если выкупаться до восхода Солнца, то вода очистит не только тело, но и душу. Чистый Четверг имеет связь и с огнём, то есть с земным проявлением небесного Солнца.

Символика писанок.
Самые древние мотивы, которые встречаются на глиняной посуде, керамических писанках - это линии, круги, кресты, ромбы, квадраты, точки. Одним из древнейших мотивов считается ромбический меандровый рисунок, который был в позднепалеотическом искусстве символом мамонта-блага (отображает рисунок дентина на срезе бивня этого животного). Образец такого рисунка можно увидеть на найденном костяном браслете из Мезенской стоянки на Черниговщине (18-20 тысяч лет до нашей эры. Рис. 1 ).

При выборе рисунков для писанок, отдавали предпочтение земледельческим мотивам, обычаям и обрядам почитания земли, небесных светил, воды. Орнаменты писанок связаны с местной природой, мифологией. Звёзды, кресты, Солнце, которые нынче щедро украшают писанки, имеют конкретное значение, у разных народов символизируют счастье, достаток, добрую примету. Солнце рисуют в виде круга, свастики, розы, звезду - в виде лучей, воду - в виде волн.

Давайте более подробно рассмотрим символы, что изображаются на писанках.

Рис.2 - мотив «безконечник» . Среди разнообразия орнаментов украинских писанок особое место занимает необычайно своеобразный элемент в виде волнообразной полосы. Он называется «безконечник»и очень распространён в писанках Гуцульщины, Буковины, Волыни, Херсонщины, Полтавщины. Анализ орнаментов современного народного искусства Украины и археологических памятников ясно показывает, что волнистый орнамент «безконечник» наши современные мастера унаследовалииз далёкой древности и что он происходит от искусства Трипольской культуры - периода неолита. Учитывая то, что «безконечник» в памятниках искусства Трипольской культуры был широко распространён намного раньше, чем его обнаружили в памятниках культуры древней Греции, можно сделать вывод, что за основу знаменитого меандра Эллады греческие мастера позаимствовали стилизованное изображение моря от наших пращуров. Это, кстати, подтверждает то, что именно арийские народы при своём переселении на юг, положили начало культуре народов средиземноморья. Другие названия - «волна», «ужик», «меандр», «кривулька». Он символизирует нить жизни, вечность солнечного движения. «Безконечник» на писанке не имеет ни начала, ни конца, значит зло, которое попадёт в дом и в эту ловушку, не сможет выйти из неё и никогда больше не будет беспокоить хозяина писанки. Разновидности украинского меандра:
1, 2, 3, 4 - Гуцульщина.
5 - Северная Буковина
6 - Закарпатье,
7 - Волынь
8 - Херсонщина
9 - древнегреческий меандр.
Рис 3 - «Ромб» . Это символ плодородия, общий символ женского начала в природе.
Рис 4 - «Квадрат» , разделённый на части с точками был символом засеянного поля. «Горошек» - точки, символизировал зерно, которое должно прорасти, или звёзды на небе, или кукушкино яйцо - символ весны. В христианстве точки стали символом слёз Матери Божьей.
Рис. 5 - «Треугольник» . Очень интересным примером использования мотива «треугольник» есть Писанка, которая называется «сорок клиньев» и должна состояить из сорока восьми треугольников. В древности каждый треугольник предназначался для исполнения одного желания. Треугольник так же означает три измерения, три явления природы - огонь- вода- воздух, гром-вода-земля, небо-земля пекло, Явь-Навь-Правь, Мужчина-Женщина-Ребёнок. В христианстве «сорок клиньев» стали символом сорока дней поста, сорока мучеников, или сорока дней пребывания Иисуса в пустыне, а треугольник символизирует Святую Троицу.
Рис. 6. - Лестница. Символ поиска лучшей жизни
Рис. 7 - Решето. Символ разъединения добра и зла.
Рис. 8 - Колесо, круг . Это символ безсмертия, которое проявляется в природе непрерывным повторением циклов возрождения жизни.
Рис. 9 - Символы Солнца . Наиболее распространённая и разнообразная группа знаков - это солярные, древние космогонические знаки, которые изображают набесные светила, прежде всего Солнце. Солнце - вечный источник тепла, наибольшая сила, которая побеждает холод зимы и возвращает всему живому весеннее пробуждение. Движение Солнца изображают спиралями (рис. 9-1). Этот знак появился на жертвенниках 10 тысяч лет назад. Он так же является знаком плодородия. В представлениях наших предков спираль была знаком Вселенной, а на земле - знаком змеи, которая жила возле воды и была её хранительницей. Солнце изображается различными знаками (Рис. 9-2) Очень часто Солнце изображается в виде розы (Рис. 9-3) Роза бывает «полная», «пустая», «шелудивая», «торчащая», «боковая», «усечённая», «лапатая», и др. Ещё одним знаком высшего божества наших предков была свастика (Рис. 9-4). Другие названия этого знака - «четыреног», «сварга», «ломаный крест». Свастика - это символ святого огня, охранный знак от злых духов, символ Вселенной, знак четырёх сторон света, четырёх ветров, четырёх времён года. Если свастики закруглённые, то они называются «бараньими рожками», «паучками», «круторогами», «гусиные шейки», «баранчики».
Свастика встречается на древних памятниках всех индоевропейских народов. Её нашли у монгольских народов, у финикийцев, этрусков, финнов, у галлов и германцев, у римлян в 3-м столетии нашей Эры. Это излюбленный символ древних Ариев.
Разновидностью свастики является «трирог» (Рис. 9-5) Три крючка «трирога» расположены под углом 120 градусов. Другие названия этого знака - «треног», «трикветр», «рута», «ореховый лист», «пауки», «крутороги». Это знак известен из Трипольской культуры и, как и треугольник, символизирует какую-нибудь троицу.
Крест найден как украшение на глиняных сосудах на островах Эгейского моря (10 век до н.э.) Чаще всего встречается «греческий крест» - четыре равные конца. (Рис. 9-6), иногда «латинский» - с удлиненным нижним концом. (Рис. 9-7)
Рис.10 . Ещё один древнейший символ, который используется на писанках, это Богиня-Берегиня - символ жизни и плодородия, матери всего живущего. Она изображается, как женщина во весь рост с поднятыми вверх руками. Её изображают в окружении цветущей растительности, рыб, звёзд. Часто в одной руке она держит ветку дерева, а в другой - лучистое Солнце.
Рис. 11. Дерево Жизни . Одним из самых популярных растительных мотивов является цветущее растение в вазоне, или дерево, которое символизирует жизнь. Дерево Жизни воплощает прошлое, настоящее и будущее, (Навь, Правь, Явь). Симметрия Мирового Дерева Жизни означала установление связей между частями света, в небесной, земной и подземной сферах, уничтожение хаоса.
Рис. 12. Растительные мотивы . Они широко использовались на писанках. Изображались растения полностью, или их части (листья, цветы, ветки). Дубовый (Рис 12-1) калиновый (Рис 12-2) лист символизировали огромную силу и неумирающую красоту.
Дуб - священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни.
Калина - дерево нашего, украинского рода. Когда-то, в глубокой древности, она олицетворяла перерождение Вселенной, огненной троицей - Солнцем, Месяцем и Звездой. Потому и название её идёт от древнего названия Солнца - Коло. Ягоды калины стали символом крови и не умирающего Рода.
Вишня - символ девичьей красы, помогала привлечь любовь.
На гуцульских писанках часто можно увидеть стилизованную ветку смереки (Рис. 12-3) - символ вечной юности и жизни.
Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и верную любовь.
Орнамент из Яблочек и слив приносил мудрость и здоровье.
Хмель символизирует расцвет молодости и молодую любовь.
Изображались так же мальвы, барвинок, ландыши, подсолнухи, тюльпаны, гвоздики, сосна, фиалки, рута, венки из барвинка, ореха, листья. (Рис. 12-4, 12-5).
Рис. 13. Животные мотивы не такие популярные, как растительные, но их всё-таки встречаем. И это свидетельство того, что наши предки-славяне были вегетарианцами и не употребляли мяса. Животные в их жизни занимали гораздо меньшее место, чем растения. Это петух, рак, пчела, рыба, кони, овцы, олени, пауки, улитки. Чаще всего писанкарки рисуют их абстрактно, иногда только части животных: утиные лапки, бараньи рожки (Рис. 13-1), куриные лапки, гусиные лапки, воловье око, заячьи зубы, медвежьи лапки.
Определённое место в украинском бытовом искусстве занимает изображение коня . (Рис. 13-2). Он связан с культом Солнца. Священный конь двигал Солнце по небу.
Рыба (Рис 13-3) - символ здоровья, знак воды, плодородия, старинный украинский символ жизни и смерти. С рыбой связан потусторонний мир, тот, куда уходят души наших предков.
Олень (Рис. 13-4) представлял собой долгую жизнь и богатство, а его рога ассоциировались с лучами восходящего Солнца.
Птицы (Рис 13-5) считались предвестниками весны
Пчела символизирует чистоту души, бабочка являет собой радость, беззаботное детство, переход души в вечную счастливую жизнь.
Паук - символ настойчивости, терпения.
Рис 14 . Ещё одна интересная группа писанок - писанки с бытовыми мотивами в орнаменте. На таких писанках изображаются грабли, гребешки (Рис 14-1), топоры, зонтики, люлька, «волчьи зубы» - деталь ткацкого верстака на Подолье, лодочки, ботинки, скрипка, мотовило. Мотив «Грабельки и «гребешки» является охранным знаком от злых сил, от смерти. Грабельки с точками - защита от бури.
С приходом христианства появились писанки с религиозной тематикой. Наиболее распространены писанки с крестом, хотя крест является древним знаком Солнца. Чаще всего рисуют четырёхлучевой равносторонний крест с утолщениями на концах. Встречаются писанки «плащаница», «церковка», «звон», «поповые ризы», «божья ручка», «воскресная» и т.д.

Символика цветов.
Красный - радость, жизнь, надежда, любовь, для молодых - надежда на свадьбу.
Желтый - символ Месяца и звёзд, а в хозяйстве - урожай.
Голубой - небо, воздух, магическое значении - здоровье.
Коричневый - олицетворяет землю, дары полей.
Сочетание нескольких цветов - семейное счастье, мир, любовь, успех и т.д.
Зелёный - весна, воскресение природы, богатство растительного и животного мира.
Белый+чёрный - символ земли, плодородия.

Пока купают яйцо в краске читают трижды "Отче Наш", писанку "на здоровье" - желательно читать пока пишешь тоже - чтобы не было лишних дум и мыслей в голове, потому как о чем думаем, то и записываем на писанку.

Убывающая луна - самое время писать писанки, которые помогают решать проблемы разного рода - списывание сглазов, недугов, неудач... Основные символы на таких писанках "волчьи зубы", "грабельки", "Сварга" ("свастика", "четыреног") с направлением "против солнца" .
От новолуния до полнолуния пишутся писанки на то, о чем мечтается. Особенно хорошо - в ночь на новолуние. Писанки "на прибыль" - новолуние или полнолуние . "на любовь" или "женскую" -писать на растущей молодой луне.

Поминальные писанки бело-синие, они бывают двух видов те, которые пишут на Троицу и отправляют на плотиках по реке , их пишут на живом яйце и писанки, которые относят на могилу - пишутся только на варёном.

"волчьи зубы" - оберег от злых сил (пишут на списание кармических долгов или как обег вешают над кроваткой младенца)
"бараньи рожки" - пиаснка на достаток, поскольку овца - кормилица: и накормит и оденет
"медвежьи лапки" - оберег "на огород" , чтобы дикие звери не драли скот
"утиные лапки" /"цыплячьи лапки" - на достаток

Творчество

ПИСАНКИ СО СЛАВЯНСКОЙ СИМВОЛИКОЙ.

Писанки - это сырые яйца, на которые наносится искуснейший узор, после чего содержимое яйца выливается, и дальше уже дарится пустое, дивной красоты яйцо. Труд это очень сложный и требующий предельной аккуратности и координации как движений, так и мысленных процессов.
Крашенки - это вареные яйца, они могут быть однотонными или расписными, их делать проще...
Краски
Для крашения яиц применяются природные, пищевые или анилиновые красители. Сырьем для получения растительных красок могут быть цветы, листья, шелуха зерен, кора, корни, а также ягоды.
желтая краска различных оттенков извлекается из коры молодой дикой яблони, побегов тополя, березовых листьев, корня крапивы, гречневой половы, луковой шелухи, цветков дикой бузины, ромашки, молочая, горицвета, купавок, шафрана, крокуса, зверобоя, желтых цветков луковичного растения сон;
синяя, голубая или фиолетовая - из шелухи черных зерен подсолнуха, сережек тополя, цветков мальвы, синих цветков растения сон, подснежников, ягод черники и бузины;
зеленая - из сочетания желтой и синей красок, а также из мха, коры крушины, ясеня, листьев ландыша, примулы, крапивы, зелени ржи и пшеницы;
красная - из щепок сандала, ягод черемухи, цветков и семян зверобоя, а также из засушенных самочек польской кошенили (насекомого из семейства червецов); нежно-розовая - из цветков иван-чая узколистного;
коричневая - из коры яблони, дуба, крушины, еловых шишек, луковой шелухи, листьев грецкого ореха или конского каштана;
черная - из молодых листьев черноклена, коры ольхи, синего сандала.
Корни лучше всего заготавливать ранней весной или поздней осенью, кору - только весной, когда деревце \"плачет\", цветы - в начале цветения, а листья - совсем молоденькими. Чтобы зелье не потеряло краску, сушить его полагается только в тени, а хранить - в плотно закрытой таре в сухом темном месте. Красящие ягоды можно заморозить.
Для приготовления красок вам понадобятся также: глиняная или эмалированная посуда, талая или дождевая вода, алюмокалиевые квасцы. Сырье заливаем холодной водой, 5-6 часов настаиваем, а затем кипятим на тихом огне: кору - три часа, листья минут сорок, цветы - полчаса. На 100 граммов сухого сырья - 1 литр талой воды. Отвар процеживаем и добавляем чайную ложку квасцов. Краска готова. Крашение яиц в природных красителях длится от 10 минут до 14 часов. Занятие это кропотливое, но искупается целебностью природных красок. К тому же они прочнее, роднее, милее взору, нежнее и смотрятся во сто крат богаче любых искусственных красителей.
Изготовление крашенок (писанок) с применением современных пищевых красителей.
Нам нужны следующие предметы:
- пищевые красители. Красители нужны такие, в которых не варят, а добавляют 9% уксус и выдерживают уже варёные яйца некоторое время
- свеча. Лучше восковая, но подойдут и парафиновая или стеориновая
- писак. Кто не знает что такое писак, то и не надо - вполне его заменят две кисточки - единичка и четвёрочка (это толщина в мм).
- две тряпочки. На одну мы смело будем капать воском, красками, спичками и всячески её пачкать, а другая должна быть чистая - ею мы будем вытирать яйца от краски.
- баночки для красителей. В каждую банку нужно положить по ложечке, для того чтобы банка не лопнула, когда в неё будут наливать кипяток (согласно инструкции на пачке с красителями).
- 9% уксус. Для успешного закрепления краски на яйцах.

Конечно, те предметы, которые я перечислила, вы можете заменять равнозначными и более удобными. Например, с помощью писака можно наносить очень тонкие контуры, а кисть в основном может служить для закрашивания больших площадей.

Руки мастера должны быть идеально чистыми, не жирными. Варёные яйца надо остудить. Важно чтобы они не были горячими, иначе воск будет с них стекать. Чтобы при варке яйца не лопались, добавьте в воду соли.
Разведённые по инструкции красители тоже не должны быть горячими. Ложечки, после того как красители уже разведены, не убирайте из банок. Ими мы будем пользоваться для аккуратного помещения и извлечения яиц из банок. Красителя должно быть столько, чтобы покрывать опущенное в него яйцо.
Возьмите в руки яйцо и остреньким карандашиком нанесите тончайший рисунок. Конечно можно этого не делать, но не удивляйтесь потом, когда завершите работу, почему это звёздочка, которую вы хотели изобразить, похожа на кривой забор, а ромбик - на недоеденную булочку.

Поверхность яйца сложная, потому что не плоская и конечно надо приноровиться сделать красивый эскиз. Стирать при этом ничего нельзя - останутся разводы, пятна.

Теперь изберите тот контур, который должен остаться белым и возьмите кисточку в руки. Зажгите свечку, и когда натопится воск, акукратно окуните кисть в воск. Кисть может немного подпалиться - ничего страшного, главное не лишить её вообще волосков - ими то мы и будем наносить воск на яйцо. Поднесите яйцо поближе к свечке и теперь уверенными и быстрыми движениями наносите воск на выбранный контур. Воск стынет очень быстро, поэтому найдите точку поближе к огню!

Когда контур готов, аккуратно, чтобы не разбить, опустите яйцо в краситель. Например в зелёный. Пусть яйцо полежит там минутку. От времени зависит интенсивность цвета - пораньше вынете - будет светло-зелёное яйцо. Попозже - более насыщенное.

Пора доставать - выложите яйцо на чистую сухую тряпочку и оботрите его. Теперь снова берём кисть в руки и наносим новый контур. У нас уже есть на зелёном фоне белый узор, а теперь мы будем сохранять зелёный контур. После того как нанесли воск, опускаем яйцо в другой цвет. Например красный.

Предложенные нами красители хороши тем, что они перекрывают предыдущий цвет. То есть в нашем случае зелёный останется только под воском, а само яйцо станет чудесного красного цвета, а не смесь красный с зелёным. И так далее - пока вы не посчитаете рисунок завершённым. Опускайте в разные цвета, наносите новые контуры. Но не очень увлекайтесь. Поначалу, лучше не использовать более 4 цветов. Иначе, вы рискуете получить яйцо серо-бур-малинового цвета!
Теперь яйцо почти готово. Осталось снять воск. Нужна наверное ещё одна чистая тряпочка. Ну или можно взять первую, если она не сильно запачкана. Поднесите яйцо близко к огню, сбоку (если сверху, может появиться копоть), так чтобы пламя облизывало яйцо и воск стал стекать. Теперь быстро вытрите нагретое место тряпочкой. Снова к огню - воск потёк - снова протереть бочок о тряпочку. И так пока яйцо не станет совершенно без воска.

Посмотреть технологию более подробно можно здесь.

БЫСТРЫЕ КОММЕНТАРИИ (3)
кстати:
Да, красить яйца это очень древний славянский обычай. Кстати, в древних еврейских общинах яйца не красили...
ДАЛЕЕ ПО ТЕМЕ:
ПИСАНКА-КРАШЕНКА
Существует древний обычай расписывать на ПАСХЕТЪ крашенки, писанки, суть в том что куриное яйцо(символ жизни) расписывают красками по определенной технике.

ПИСАНКА-ОБЕРЕГ

Писанки с мережками
Стали обережками,
В них мечта записана,
Зло сбивает писанка.

Писанки имеют сотни символов, значений-оберегов. Они защитят от черной злобы и Зависти, от крови и разлуки, от болезней и голода...
Нет, пожалуй, ни одного доброго пожелания, которое нельзя было бы выразить рисунком писанок.
Символика рисунка:
Ласточки- приход весны;
Спираль-знак жизни(дарили пожилым людям);
Зеленые сердечки- жар любви(девушки дарили парням);
Рушничок - для дочери, чтобы удачно вышла замуж;
Яблочко, цветы- на рождение девочки;
Петушиный гребешок-защита от несчастья...

Символика цвета
Красный- цвет огня, радости.
Желтый - посвящается солнцу.
Черный - цвет земли.
Коричневый - плодородие земли.

Детям до совершеннолетия дарили только красные или зеленые писанки. Юная душа должна с начало окрепнуть, получить силу.
Соберитесь в праздник вместе всей семьей. Подарите ближним писанки с добрыми пожеланиями.

ЯЙЦО-ПИСАНКА
Красить яичко- древний обычай, уходящий в глубочайшую даль веков древних славян. Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце.
По преданиям, писанки-это звезды, рожденные ЛАДОЙ-Богородицей. Один раз в году выпадала славянской женщине великая честь предоставлять Богородицу на земле.
В четверг, в час предрассветный в выносила она на порог волшебное прялице и пряла нить, днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для красок брала в тритейник вечером из семи родников. Домой несла молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливала сушеные травы, лепестки цветков, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь. Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском писалось обращение к Богам.
Яйца для писанок годились лишь те, что были снесены между двумя лунными месяцами. Настоящая Великоденская писанка сохраняла жизненную силу целую неделю: не протухала и не высыхала.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску \"яблоньку\" и держалось в ней в течении некоторого времени, пока читались гимны-обращения к Богам. Каждыйцвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные, мрачные колобки. Их опускали
в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился и рождалась писанка, как рождается солнышко из темноты ночи.
Писанки клали венчиком вокруг кулича - для Богов и Предков, на блюдо с зеркальной поверхностью - для людей, а крашенки на проросшем овсе -для родителей.

Первую писанку делали для Богов и Предков (в данном случае писанку можно делать из деревянного яйца).

Вторую - для родителей.

Третья писанка -закликание Весны.

Четвертая писанка - узор на богатство и достаток в Роду.

Продавать писанку было нельзя, даровать - значило честь оказывать.

ДАЛЕЕ ПО ТЕМЕ:
Искусство писанки - искусство обрядовое, именно тем оно и прекрасно. Техника росписи куриного яйца с помощью воска и красок чрезвычайно проста. Успех во многом зависит от совершенства инструмента и правильной постановки пишущей руки. Приготовление писанок само по себе уже праздник. Во время росписи яйцо из белого постепенно превращается в черное, но стоит его поднести к огню, как воск на скорлупке начинает таять, обнажая восхитительную игру цвета и линий. Внезапное появление узора из черноты заставляет улыбнуться: чувство восторга при этом так сильно, что, желая испытать его снова и снова, человек невольно принимается за вторую, третью, четвертую писанку...
Орнаменты писанок имеют свою строгую логику. Зная законы письма, понимая содержание традиции, имея перед глазами классические образцы узоров, можно создать свою, неповторимую писанку.
Обрядовое почитание писанки связано с почитанием Лады - Богини любви, красоты, Свадебы. Это чудесное расписное яйцо изначально создавалось как оберег Рода, эмблема сватовства, магический Коляды Даръ, обеспечивающий связь времен и поколений.
Традиция писанки принадлежит Славянам, искусство обрядовой росписи куриного яйца в науке принято считать первобытным, крестьянским, занятием сугубо женским, связанным с магией плодородия...
В старину считалось, что для приготовления писанок годятся только первородные, непременно оплодотворенные, яйца молоденьких курочек, снесенные в первое весеннее новолуние. Кроме яиц, нужны были чистый пчелиный воск, непочатая вода, живой огонь, новые кистки для росписи воском, новые салфетки, новые глиняные горшки, а также зелье для извлечения красок.
Непочатую, \"немую\" воду полагалось брать до зари, молча, втайне, из семи, а то и девяти источников или там, где три потока сливаются в один; черпать следовало новой посудой, вдоль течения. Удачей было получить воду из мартовского снега.
Красильное зелье раскладывалось по горшочкам, заливалось водой, несколько часов настаивалось, а затем еще на два-три часа помещалось в теплую печь.
Изготовление кисток было делом самой хозяйки дома. Чащевсего кисткой служило птичье перо, соломинка, разломанная надвое, петушиная вильчатая кость. Позже это была трубочка, закрепленная с помощью пакли, ниток или тоненькой проволочки на деревянном держачке - березовом или терновом. К предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой мастерицы, не смел прикасаться.
Приготовление писанок начиналось, когда отмыкались все подземные родники и колодцы, рушился лед на реке и просыпалась пчела. Считалось, что вода земная отмыкает воду небесную... В этот день принято было печь специальный хлеб свастичной символики и расписывать писанки для пчелы.
В этот же день люди пекли к Празднику перепечи... В доме пахло свежим хлебом, настоями трав - лугами, лесами, медами, цветущим садом... Мастерица садилась у печи и, макая кистку в растопленный воск, выводила на скорлупке яйца таинственные знаки. Душа ее была полна добрых и светлых чувств, наилучших пожеланий родным и близким - всем тем, кому писанки предназначались.
Крашение расписанных воском яиц начиналось с первым ударом грома или колокола. Окунув яйцо в желтую краску, \"яблоньку\", приготовленную из коры дикой молодой яблони, женщина шепотом трижды произносила заговор. Яйца, окрашенные в желтый цвет, она снова расписывала воском, защищая таким образом части орнамента, которые должны быть желтыми, затем продолжала крашение, но уже в красной краске, и покрывала воском на сей раз те части узора, что должны быть красными, после чего погружала яйца в краску черного цвета, приготовленную из кваса, коры ольхи и ржавого железа. Черная краска готовилась две недели, а яйца выдерживались в ней четырнадцать часов.
После крашения, растопив воск на яйцах (можно над свечой, в духовке, в горячей воде), мастерица бережно вытирала готовые писанки новенькой полотняной салфеткой. Восковое письмо переходило на полотно, и салфетка обретала чудодейственную силу оберега.
Предназначались писанки лишь для дарения. Неряшливо расписанное яйцо божественной силы не имело. Такое подношение считалось оскорблением. Не разрешалось дарить писанки тем, кто ведет кочевой образ жизни, не дарились писанки и тем, с кем семья не желала иметь родства. Писанками нельзя было поминать мертвых. Для разговения и поминовения усопших, для ритуальных игр в \"битка\" и \"катка\" служили крашенки. Крашенка - яйцо вареное, писанка - непременно сырое. Разбитая писанка грозила засухой. Если писанку случалось разбить, то скорлупку следовало тотчас измельчить и закопать в землю или же бросить в воду.

Кстати, кулич, который сейчас пекут Христиане на Пасху, у нас назывался БАБА.

Писанка мастерицы Марии Минситовой (г. Барнаул)
18.04.2010 г.Творчество

Мастерица Мария Минситова родом из г. Барнаул Алтайского края. Мастер изготовления славянской писанки, обрядовых и этнографических кукол.
Виды творчества: Роспись, Разности, Сувениры, подарки, Игрушки, Декор, Вышивка, Русский стиль

Превращать обычное куриное яйцо в волшебное молодильное яблочко - писанку в старину умела каждая славянская женщина. Хранительница домашнего очага должна была из года в год «обновлять мир». Для этого святого дела ей, кроме яиц, нужны были: непочатая вода, непочатый огонь, новые горшки, новая полотняная салфетка, пчелиный воск, свеча, краски, разломанная надвое косточка-вилка, взятая из петушиной грудки. Непочатый огонь добывал хозяин дома, непочатую воду хозяйка брала в полночь из семи родников. Краски добывали из лепестков цветов, коры, кореньев и листьев деревьев. Узор мастерицы не придумывали, а списывали с прошлогодних писанок. А к предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой хозяйки, не имел право даже прикасаться.
Так писали писанки наши далекие предки, наши прабабушки. Этой традиции насчитывается уже около 8 тыс. лет. Конечно же, со временем правила писания писанок упростились. Вода простая, кипяченая, писачок - специально изготовленный в виде небольшой металлической воронки, а краски берутся как «от Бога, так и от людей». Но традиция прошла все трудности и смогла выжить. На рубеже 19-20 веков были по крупицам собраны уникальные коллекции народных писанок (правда, во время войны многие коллекции были утрачены). Также сейчас восстанавливаются коллекции известных русских мастериц буквально по описанию писанок.
Многие, видя писанку, принимают ее либо за деревянное расписное яйцо, либо за крашенку к Пасхе. С приходом христианства на Русь писанка стала пасхальным яйцом. Новый цикл писания мастерица начинала с чистого четверга. Но писанку отличает от пасхальных яиц и то, что яйцо сырое, и магические знаки в орнаменте, и восковой способ нанесения узоров, и видимое движения в рисунке. Ее орнаменты - священные письмена: молитвы, колядки, законы Божий, которым не одна тысяча лет. Когда-то на Руси были хранильники, которые занимались изготовлением оберегов. Писанка - один из таких оберегов. К ней было такое же почтение, как сейчас к иконе и крестику.
Писанки писались и дарились любимым людям, детям, родственникам. Хозяин дома весной под главный улей клал две писанки, чтобы они охраняли пчел, и чтобы год был плодородным, писанку закапывали на поле перед тем, как его вспахать, писанку катали по телам животных, когда тех выводили впервые на пастбище. Девушки дарили парням платок с писанками, и если парню нравилась девушка, то он писанки забирал себе, а платок наполнял угощениями и подарками. Страдающие бесплодием женщины дарили писанки детям в надежде, что Господь пошлет им ребенка.
Писанка - символ мира, его устройства, символ возрождения, символ жизни, весны, любви. И все это выражено в узорах писанок. Узоры эти возникли еще до христианства, когда народ почитал природу и пребывал под ее властью. В глубине столетий наши предки праздновали великий весенний праздник пробуждения природы после долгого зимнего сна, победы добра над злом, света и тепла над тьмой.
Оказывается, традиция украшать яйца более древняя, чем христианский пасхальный обычай. При раскопках под Новгородом было найдено раскрашенное яйцо, и спектральный анализ показал, что возраст его более пяти тысяч лет. Об этом мне рассказали в мастерской женских ремёсел "Десятиручка" в селе Чепош Чемальского района, где сегодня неравнодушные люди занимаются возрождением традиций русской культуры и возрождением искусства росписи славянской писанки.
Роспись на скорлупе яйца - сложная композиция из символов, знаков и сочетаний цветов, которая несёт в себе определённый сакральный смысл. Это обрядовая традиция славянской писанки.
Для писанки годится только сырое яйцо. В быту у нас такая роспись не сохранилась, а вот на Украине традиция писанки жива до сих пор. В Прикарпатье находится единственный в мире музей пасхальных яиц, а в гуцульских семьях (племя русинов в Карпатах) мастерство в изготовлении писанки до сих пор передается из поколения в поколение. Гуцулы считают, что раскрашивание пасхальных яиц вносит в мир гармонию, предотвращает конец света. Живёт на Гуцульщине и такая легенда: закованный в цепи в аду сатана-Ирод спрашивает каждого умершего грешника, который попадает в пекло: "Пишут ли ещё писанки? Есть ли ещё на свете Великдень?". Считается, что, если люди перестанут раскрашивать яйца к Пасхе и почитать пасхальные праздники, сатана вырвется из своих цепей и наступит конец света.
В прежние времена писанки присутствовали в жизни человека от рождения до смерти. Женщина, когда ждала ребёнка, готовила писанку и клала её в колыбельку, для того чтобы в ней не поселились злые духи. Яйца расписывали в течение всего года - когда пашню распахивали, на землю клали писанку с изображением символов плодородия. Существовали целительские писанки. По христианскому обычаю на Пасху их освящали в церкви и хранили в божнице весь год.
Писанки не выбрасывались на помойку, к ним относились очень бережно. Если с ними что-то случалось, например, ломались или трещина появлялась, их закапывали в землю, сжигали или пускали по воде.
Тех, кто занимается росписью яиц славянской писанкой, называют писанчарки, и настоящая мастерица рисует сразу, не нанося предварительных контуров.
Среди обязательных моментов прошедший сквозь тысячелетия - обряд приготовления красок. Рано утром в чистый четверг женщина выходила из дому и набирала воду из семи источников, на ней и разводились краски. Убиралась в доме, мыла детей, укладывала их спать и садилась за писанки.
Писала для каждого члена семьи, для родственника с пожеланиями чего-то хорошего. Писанка с изображением рака - на привлечение достатка, богатства. Цветы - женщине, которая хотела иметь детей, ёлочки - на здоровье, звёзды - на удачу. Для детей писанки окрашивали рисунком жёлто-зелёных тонов. От этих символов, передававшихся из поколения в поколение, отступать было нельзя. Всё то из символов, что человек придумывал сам, уже не было писанкой. Называлось малеванка либо малявинка, и никакой силы в себе такое яйцо не несло. Раньше красили натуральные лебяжьи, гусиные, утиные, куриные, голубиные и даже яйца малиновки (около полутора сантиметров в диаметре). Их покрывали позолотой, а потом расписывали яркими красками, орнаментальными и растительными узорами. Вот так и появились яйца-подарки для особо важных сановников и для членов царской семьи придворного ювелира Карла Фаберже.

Исследователи считают, что украинская писанка имеет более ста символических рисунков. Конечно, с появлением наклеек процесс подготовки к Пасхе стал значительно проще, но праздничный дух при этом куда-то исчезает.

Люди расписывали яйца еще до возникновения христианства. В славянской культуре яйцо символизировало солнце. С введением христианства символика писанки несколько изменилась, теперь это символ радости и веры в воскресение Христа.


По одной из версий, первое пасхальное яйцо Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда она объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

Пасхальные яйца дарят друг другу, ими "выкатывали" болезни, в селах скорлупу бросали на крышу хаты "на счастье". Чтобы был хороший урожай, их катали по зеленой пшенице и закапывали в землю, а утром после Пасхи девушки умывались водой, в которую перед тем клали яйца и серебряные монеты, которые должны были придавать силу и красоту.

Даже цвет, в который выкрашены яйца, имел свое значение. Пожилым людям дарили яйца темных цветов, ведь их жизнь подходила к концу, детям - зеленые или голубые, молодежи предназначались красные, ведь им продолжать род на земле, хозяевам дома, куда шли в гости, - желтые, с пожеланием хорошего урожая и благополучия.

Краску нужно было делать на воде, взятой из трех источников, по дороге нельзя было ни с кем разговаривать, ни на кого смотреть и оборачиваться.



Красители в основном готовились по старинным рецептам из растений. Зеленый цвет придавали семена подсолнуха или подснежники, коричневую краску давала кора ольхи или дуба, желтую изготавливали из веток или коры дикой яблони.

По технике исполнения писанки делятся на "крапанки" - яйца, покрытые цветными пятнами на фоне другого цвета; собственно писанки - расписанные с помощью воска различными декоративными орнаментами; "скробанки" - или "дряпанки". Есть и просто крашенки. Причем, если крашенка - это всегда вареное яйцо, то писанки, как правило, делали из сырых или просто на скорлупе с предварительно выдутым содержимым. Писанки в селах не оставляли себе, а дарили соседям и знакомым.

Писанка - это яйцо, украшенное традиционным орнаментом, который передается из поколения в поколение. Узоры выводятся горячим воском при помощи специального устройства - писачка. Линии наносятся одна за другой, в процессе яйцо окрашивается.

Крапанка - один из вариантов, когда воском капают на скорлупу в произвольном порядке.



На Восточном Полесье сохранился один из древнейших методов писанкарства - "дряпанки" или "скробанки". Яйцо, предварительно окрашенное в темный цвет, металлическим острием или иглой царапают, получая желательный орнамент.

Наши предки предпочитали земледельческие мотивы, обычаи и обряды почитания земли, небесных светил, воды. Все то, что украшает писанку, имеет свое значение.

Символы Солнца - это круг, круг с точками, круг с крестом внутри или лучами снаружи, шести- и восьмилучевые звезды. Писанки с такими узорами чаще всего дарили парням и детям. Их писали яркими красками на красном фоне.



Символ воды - волнистые линии, которые называют меандром, бесконечником, кривулькой. Считалось, что отсутствие такого символа на писанке - знак несчастья. Такие яйца пасечники подкладывали под ульи, чтобы пчелы хорошо роились.

Разноцветные точки, усыпавшие яйцо, считались символами плодородия. Предки верили, что такой подарок поможет женщине забеременеть и благополучно родить.

Удачу в работе и творчестве притягивали ромбы, которые рисовали на яйцах. Больным людям преподносили писанки с узорами в виде рыб, которые символизировали здоровье и плодородие.



Изображали на писанках коней с оленями - символы восхода и заката Солнца. Они должны помогать в разгоне застойных энергий и активизировать жизненные силы.

Главе семейства дарили яйцо с узором в виде листьев дуба и желудей, поскольку они являлись символами мужского начала.

Рисовали и птиц. Петуха считали проводником солнца и сторожем против зла, голубки — символом любви, верности и согласия. Птичий след также был оберегом, как отпечаток руки языческого бога Солнца, который в древности ассоциировался с птицей. Один из узоров носит название "Божья ручка".

Один из самых популярных славянских символов - Дерево жизни. Изображали вишню, калину, яблоню. Мотив виноградной лозы означал верность, сливы - мудрость и здоровье.

Крест символизирует сотворение мира. Вертикальная линия креста означает небо, духовность, горизонтальная - землю, ее женское начало. Крест - это вечная жизнь, так как он бесконечен.


Часто встречается в орнаментах и треугольник как символ триединства мира - земли, воды и огня. рисовали также так называемые грабельки, которые принадлежат к символам, связанным с водой. Предки полагали, что в засушливую погоду такой узор поможет вызвать долгожданный дождь.

Христианские мотивы внесли монахи, которые расписывали яйца в монастырях.

Существует поверье, что получив с утра первое пасхальное яйцо в подарок, нужно обязательно загадать желание. И если в сердце царит любовь и вера - оно сбудется.

Писанка - яйцо декорированное с традиционными символами, которые нарисованы с помощью воска и красителей. Изготовления писанок связывалось с дохристианским народным обычаем встречи весны, позже - с Пасхой.

Этот вид народного искусства распространен во многих славянских народов, в том числе и украинского. Исследователи считают, что украинская писанка имеет более 100 символических рисунков.


Писанка (галунка) - символ Солнца; жизнь, его бессмертие; любви и красоты; весеннего возрождения; добра, счастья, радости.

В мифах многих народов мира именно яйцо есть миротворчим началом. У славян-язычников писанки существовали уже во времена антов - наших прапредков /III - VIII в. н. э./ и были символом солнечного культа. Птицы - это вестники весеннего воскресения, Солнца, а их яички - эмблема солнца - жизни, рождения.

Яйцо птицы вообще - это зародыш жизни, символ бога солнца; оно в древности символизировало - добро, радость, счастье, любовь, богатство, успех, расположение добрых сил, защита человека от злых сил. (Килимник С. Украинский год. - Кн.2. - С.176)

Чистое гладко покрашенное или украшенное узорами яйцо приобрело символическое религиозно-обрядовое значение еще задолго до христианства. У многих народов сохранились предания, в которых яйцо является источником жизни, света и тепла, даже зародышем всей Вселенной. Существуют также многочисленные варианты легенд, объясняющих бытование писанок во время Пасхальных праздников, связывают возникновение традиций росписи писанок с евангельскими событиями (страстями Христа) и т.п.

С введением христианства постепенно меняется и символика писанки. Она стала символом радости и веры в воскресение иисуса Христа как символа всепрощения. Писанки использовали как опредмеченный символ любви, даря их юным. В народной медицине ими "выкачивали" болезни. Освященные писанки закапывали в землю /на высокий урожай/, клали в гроб, в ясли для скота. Шелуху с писанки бросали "на счастье" на крышу дома и др. Интересно, что писанкарство было присуще только тем этническим группам, которые стали называться украинцами.

Учитывая физические особенности скорлупы яйца, средневековые писанки до наших дней не сохранились. Однако массовое росписывание яиц в Украине существовало на протяжении веков. В XIX в. изготовление писанок в разных художественных вариантах бытовало на всей территории Украины.

Писанки изготовляли весной, перед Пасхой, сельские девушки и женщины, монастырские монахи и иконописцы, городские барышни, пекари и прочие. Поэтому и техника декорирования отличалась. В селе яйца красили в один цвет, иногда выцарапывали узоры, орнаментировали воском и красили в несколько цветов, тогда как в городе прибегали к различным искусственным способам — наклеивали куски цветной бумаги, фольги, ткани, нити и т.п. Писанки в основном изготавливали для себя и лишь изредка для продажи на ярмарке.

Когда-то с писанками совершали магические действия. Для обеспечения урожая их на весеннего Юрия катили по зеленой пшенице и закапывали в землю. Пасхальным утра молодые умывались водой, в которую перед тем клали яйца и серебряные монеты, которые должны были придавать силу и красоту. Освященные писанки были оберегом жилища от грома и огня, а людей и животных — от «дурного глаза», их использовали как лекарство от некоторых заболеваний. Писанки служили объектом забавы для детей и молодежи. С ними устраивали игры «битки», «каталки» и др. Из пустых писанок, добавляя к ним из цветной бумаги хвост, крылья и головку из теста, делали так называемых «голубей». Их, а также писанки, нанизанные на шнурок (обычно по три), подвешивали возле икон, украшая таким образом жилье.


Символика цветов писанки

Древнейшими считаются крашанки — это писанки одного цвета. Впоследствии возникли многоцветные писанки, в которых применялись различные природные красители. Такие краски, в отличие от современных, имели приятные мягкие оттенки. Но цвет в писанке появился не только ради красоты, но и получил свое символическое значение, происхождение которого не случайно.

Желтый, золотистый, оранжевый цвета писанки влияют на человека подобно солнечным лучам, дают радостное, светлое настроение. В писанке означают тепло, надежду, небесные светила, урожай в хозяйстве.

Красный цвет на писанках наверное является самым многозначительным. Недаром в народном языке он сблизился с понятием красивого, слова «красный» — «хороший» стали синонимамы. Красная краска символизирует добро, радость жизни, для молодых — надежду на счастливый брак. Именно красное яйцо является главным символом Воскресения, жертвенности и небесного огня.


Зеленый цвет означает весеннее пробуждение природы, надежду на хороший урожай.

Голубой — небо, воздух, а также здоровье.

Бурый, коричневый — землю и ее скрытую жизненную силу.

Черный цвет — цвет ночи, потустороннего, всего неизвестного и тайного. В писанке, будучи фоном, проявляет силу других цветов, так же, как в жизни тьма дает возможность понять, что такое свет. Также символизирует бесконечность жизни человека, продолжение бытия после смерти.


Многоцветная писанка является символом семейного счастья, мира, благополучия.

Темные писанки расписывали на проводы, как выражение уважения к тем, кто отошел в мир иной.

Разделение поверхности писанки

Помните детские скороговорки, в которых употребляют числа? А сказки, в которых непременно присутствуют или три царства, или три сестры? Для наших предков числа были священными, у каждого было свое значение и своя сила. Поэтому разделение поверхности яйца на определенное количество частей и устойчивое повторение некоторых элементов не случайны.

Разделение на два передавал представление о двух мирах. На три делили чаще по вертикали, так обозначали три небесных сферы. При разделении на четыре образуется крест, что означает четыре стороны света.

Классическое разделение полусфер на четыре части, каждая из которых разделена на три, передает представление о четырех временах года с тремя месяцами. По другим представлениям мир делился и на шесть сторон. Такую пространственную ориентацию передает шестиугольная звезда.

Исследуя писанки, ученые высказали предположение о том, что в древности существовал восьмилетний календарный цикл. В народной мифологии небо имеет восемь сфер — «облаков»: семь синих, а восьмое красное, на котором сидит сам Бог.

Очень интересный раздел на сорок частей, так называемые сорококлинья. Каждый клин обозначал некий вид человеческой деятельности или явление природы, а в христианском видении — сорок дней поста.

Орнамент писанок - символический. В его основе лежат три кардинальных символа, отражающие строение Вселенной по вертикали: это круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, 8-образного знака. Отсюда три типа орнамента: круговой, ключевой, плетеница.

Конструкция орнамента называется разводом и представляет собой сетку, образованную из пересечения опоясывающих яйцо кругов и овалов. В полях развода размещаются орнаментальные формы - магические знаки-символы.



Если яйцо разделено пояском надвое по вертикали и украшены главным образом его бока, то такая писанка называется боковой. Главный разделительный пояс может быть в виде нитки, ленты, украшенной или без украшения. Он может отсутствовать вовсе, но принцип размещения основных орнаментальных форм при этом сохраняется. Таким образом, мы имеем писанки "подпоясанные" и "распоясанные". Разделим яйцо надвое по меридиану, а затем на четыре части. Знаки будут размещены в образовавшихся дольках яйца, и такая писанка будет по виду развода называться продольной. Развод "восьмиквитка" представляет собой восемь сфероидальных сегментов, образованных из четырех равных вертикальных долей яйца, опоясанного линией экватора.

Сеточка — символ судьбы. Оберегает от злых духов, отделяет зло от добра.

Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Точечки — символ плодородия.

Орнаментальные формы размещаются в полях по вертикали, диагонали, радиусу, сегменту. Они чередуются в шахматном порядке, повторяются. Один и тот же знак может размещаться" в противоположных направлениях.

Если орнаменту в целом характерен ритм, то орнаменты писанок позволяют говорить о темпо-ритме. Орнаментальные формы, имеющие в своей основе ломаный крест, свастику, создают впечатление движения - вращения двух половинок яйца в противоположные стороны.

Значение символов на писанках

При разделении яйца образуются поля различной формы и величины. Они составляют основу для размещения элементов орнамента. Каждый из таких знаков пришел к нам из глубины веков, однако большинство из них можно прочитать, потому что даже очень странные знаки в своей основе выражают близкие и понятные нам предметы. Мы, как и наши древние предки, радуемся первым весенним листочкам, удивленно слушаем пение жаворонка, любуемся течением реки. Чтобы выразить вечное, наши предки создали символы. Давайте рассмотрим главные из них.


Солнце


Жизнь древних людей было очень сложная. Трудно было пережить холодную зиму, дождаться нового урожая. Приход долгожданной весны воспринимался как рождение нового солнца, освобождение небесного светила от сил тьмы. Поэтому с символом солнца связано все лучшее, что есть в человеческой жизни. Среди языческих богов Дажбог — солнечный бог — был одним из главных. В христианстве солнце также стало символом Бога, поскольку Бог — это свет.

Крест


Один из солнечных знаков, символ вселенной, четырех сторон света, четырех ветров, четырех времен года. Происходит от схематического изображения птицы, в древности солнце представлялось птицей, летящей по небу.

В христианстве крест — символ страдания, смерти и воскресения, которым церковь все начинает, благословляет и освящает.


Свастика, сварга или ломаный крест


Знак святого огня, солнца и вечного движения. Один из старейших символов вообще. Впервые его изображения находят на изделиях первобытных охотников, а это около тридцати тысяч лет назад. Согласно народным представлением ломаный крест предвещал добро и защищал от темных сил. Разновидности свастики широко используются не только в росписи яиц, но и в вышивке, керамике, резьбе по дереву.

Роза, розетта, звезда


Символизирует солнце и утреннюю зарю. Содержит в себе косой крест, прямой крест, а также левостороннюю и правостороннюю свастики. В народной символике — неизменный символ любви. Подарить писанку со звездой означало признаться в любви.


Бесконечник или кривулька


Знак одной из главных стихий — воды. Будучи необходимой для всего живого, вода одновременно могла быть злой и неумолимой во время весеннего половодья. Удивляясь силе и неустанности воды, наши предки ее знаком обозначали вечность. Волнообразная линия - предше­ственник крестообразной символи­ки. Уходя корнями в трипольскую культуру, этот символ вечного дви­жения и непрерыв­ности жизни и по сей день непре­менный атрибут писанкарского искусства. «Ме­андр» трактует­ся как символ воды, плодоро­дия и жизнен­ного цикла.

Грабельки, расчески, треугольнички с гребешками



Принадлежат к символам, которые связаны с водой. Изображают облака и дождь. Писанки с грабельками писали в засуху, полагая, что написав этот знак, можно вызвать долгожданные небесные воды.

Олень

Символ достатка, богатства. Существует еще со времен первобытных охотников, когда мясо этого животного было основной пищей, кожа была нужна для пошива одежды и строительства жилья, а из костей и рогов изготовливали оружие и украшения. В народной мифологии небесный олень на своих рогах несет солнце. Бегущий олень был прототипом долголетия и крепкого здоровья.

Конь


Символ лошади также связан с поклонением солнцу. По древним преданиями солнце едет по небу на колеснице, запряженной огненными конями. В христианстве конь — образ бесстрашного прорицателя веры, безудержного, готового к самопожертвованию. Лошадь означала силу и любовь к труду.



Птица

Символ зарождения жизни, плодородия, приплода, достатка, полу земное, полу небесное существо. Петух считался проводником Божьего солнца и сторожем против зла, голубки — символом любви, верности и согласия. В христианстве птица — символ вознесения к Богу.

Утиные лапки, божья ручка, перчатка, дедовы пальцы


Птичий след также был оберегом, как отпечаток руки языческого Бога Солнца, который в древности ассоциировался с птицей. Подобные знаки символизировали власть, покровительство, целостность — все то, что связывалось с уважением к руке.

Дерево жизни или вазон


Согласно народным верованиям, посреди рая стоит большое дерево - Дерево Жизни. Оно покрывает собой весь рай, имеет листья и плоды всех деревьев. Именно на нем находятся три брата — Солнце, Луна и дождь, или их христианские заместители — Господь и святые Петр и Павел. Обозначает ось вселенной, которая соединяет в себе три мира — подземный, земной и небесный, так называемые сказочные «три царства». Символ природы, вечно обновляется.

Дерево жизни символизирует также развитие рода — отец, мать и ребенок. Поэтому, как правило, дерево имеет три веточки. В христианстве — символ Божьей мудрости.

Одним из самых распространенных символов на писанках, так же, как и полотенцах, стенных росписях, коврах, посуде, является символ «Дерево жизни» , или как его еще называют - «вазон». Древнейшие украинские колядки донесли до нас древние представления людей о тех временах, когда еще не было ни неба, ни земли, а было только открытое море, и на нем - явор зеленый. Итак, в виде дерева - тополя, ивы, дуба, березы, яблони, груши - представлялся стержень мироздания, вокруг которого устанавливалась равновесие противоположностей. Мировое дерево всегда изображается не натуральные, а стилизован, т.е. упрощенно, обобщенно. В таких изображениях обязательно разделение на три яруса по вертикали и соблюдения четкой системы правой и левой сторон. Нижняя часть - корни, входящий под землю, часто представляется в виде треугольника, горшка. Здесь содержатся змеи, рыбы, водоплавающие птицы и животные, потому часть дерева - не только подземный мир, но и море, река, всякая вода.Также нижняя часть Мирового дерева - это мир подземного бога, повелителя подземного огня и несметных богатств воплощение представлений о мире потустороннем, былые времена. Средний ярус олицетворяет землю, реальный мир, мир настоящего. Здесь изображен крупных животных - быков, лошадей, оленей, волков, медведей-и человек. Верхняя часть Мирового дерева поднимается в безграничную высь - к Богу. В верховье селятся птицы, пчелы, расположенные небесные светила. Часто бывает, что на вершине дерева днюет Солнце. Дерево жизни - это и дерево рода, где каждый цветок обозначает какого-то родственника, а все вместе - воплощение родословной определенного человека. Проще трехчленное обозначения дерева-семьи. Это - ствол с тремя веточками: отец, мать, ребенок.

Удивительной свойством Дерева жизни является его способность превращаться в Женщину-берегиню с поднятыми к небу руками. Кстати, в древних мифах некоторых народов мира женщина образовалась именно из дерева. Образ Мирового дерева - это образ воплощенной плодородия, связана с Богиней-Матерью, является ее символом и атрибутом.

Великая богиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы. Часто на ее ногах изображался знак земли (при этом ноги богини превращались в корни) или рисовалась она змееногой, поскольку земля - место пребывания Змея. Подобный образ женщины-прародительницы был широко известен у других народов: у египтян - Изида, у вавилонян - Иштар, у греков - Гера, у фракийцев - Семела, у скифов-земледельцев - Табита.

В украинских орнаментах "Дерево Жизни", как правило, изображалось очень реалистично. Непревзойденной красоты деревца вышивались на огромных полотенцах Киевщины и Полтавщины. А на писанках они постепенно приобрели лаконичной формы обще-известных ныне "вазонов", "трьохлисткив". Вместе с тем еще в древности стало господствовать отвлеченное изображение "Дерева Жизни "-" трезубец ", который впоследствии стал гербом Украины.

Дубовые листья



Дуб в украинских традициях всегда ассоциировался с силой и мощью. Дубовые листья — излюбленный мотив в вышивке мужских рубашек. По дохристианским верованиям, мировым деревом был именно дуб. В дубы чаще попадает молния, а потому он еще и символ Божьего грома.


Трирог или триног, трикветр


Один из старейших символов солнца, а также знак святого числа «три».

На многих народных писанках встречается изображение Огня, Солнца, Зари. Огонь, рядом с водой, является фактором мироздания, символом мужской силы. Поскольку Огонь и Вода - брат и сестра, и, объединившись, они образовали любовь, землю и все, что на ней есть, то во многих обрядах Огонь - символ любви, который является посланником Солнца на Земле и дает людям свет, тепло, хлеб и всякую пищу, помогает в ремеслах (ковка), но, как и Солнце, может быть хорошим или опасным зависимости от отношения к нему людей. Поэтому Огонь, как и Солнце, нужно уважать и не гнев - потому что тогда он может жестоко наказать. Существуют строгие запреты плевать в огонь, бросать мусор и др. Трикветр – символ плодородия, огня, мужской силы.

На писанках Огонь обозначается знаком «троерожник» (другие названия этого знака - «трикветр», «тренога»). Считается, что троерожник - знак, связанный с неолитическим (каменный век) богом земли, а огонь был одним из его атрибутов. Также этот знак является символом плодородия, поскольку Бог земли был носителем мужского, оплодотворяющего фактора. троерожник состоит из трех закругленных или ломаных крючков, выходящих из общего центра, или от круга или треугольника.

Сосенки, ели, елочки


Считаются символами вечной молодости, здоровья, роста и бессмертия.


Символы-обереги



Экспонат, хранящийся в киевском историческом музее, носит символично название - "Берегиня". Как мы знаем, в дохристианские времена наши предки верили в Великую Богиню - Берегиню или Макош. Этот символический образ - стилизованная женская фигура с поднятыми вверх руками - впоследствии перешел в сюжетное воспроизведение Матери Божьей.


Сигма – символ змеи. Встречается на керамике Трипольской культуры. Означает воду, гром, молнию. Змея охраняет домашний очаг.

Символы силы и выносливости



В старину на Руси, как только рождалась девочка, ее обмывали в купели из отвара листьев калины и ивы. Они давали женскую силу, женщина становится потом хорошей женой и рожает здоровых детей. Когда рождался мальчик, в его честь сажали дуб и купали младенца в настое из дубовых листьев. Дубовый лист - чтобы сила не исчерпывалась.


Символы любви




С давних времен символом любви считается голубь. Если хочешь иметь счастливую семью, то нарисуй голубей на дубе. Любовь символизирует и ель (смерека). Для того чтобы узнать, через сколько лет девушка выйдет замуж, спрашивают об этом у кукушки. Поэтому и кукушка является символом любви. А чтобы быть всегда в паре с любимым, рисуют цветы с парными лепестками.

Символы, способствующие рождению детей



Символы здоровья и долголетия



Чтобы никто не болел, на яичках рисуют солнышко, розу, рыбку, оленя. А безконечник способствует тому, чтобы люди жили долго, чтобы несчастье приходило к ним и чтобы у пасечников был хороший медосбор.

Символы, благоприятствующие богатому урожаю



Ромб - это символ земли, точки - семена, а грабельки - символ дождя.

Квадрат и ромб

Четыре стихии, четыре време­ни года, четыре жизненных этапа (рождение, молодость, зрелость и старость), четыре стороны света и времени суток - удач­но зашифровыва­лись в стороны квадрата. Сетча­тый «квадрат-ный» орнамент «решето» сим­волизировал вечное разде­ление понятий добра и зла.


Спираль

Этот символ являл собой перво­бытные представления об устрой­стве Вселенной. Линия, закру4ен­ная спиралью, озна4ала также воду или свернутого ужа, олицетворяющего женское на4а­ло. Кроме того спираль отож­дествлялась с лабиринтом, который «запу­тывает» злые силы на пути к чистой душе.

Символы, которые лечат




Символы-предупреждение


Чтобы меньше случалось бедствия, берегите свои хозяйства. А еще помогут вам писанки с символами-предупреждениями. Об хищных животных напомнят "зубы волка" и "медвежьи лапы", о том, что нужно оберегать овощи, - "заячьи уши", а об опасности хищных птиц напомнит "клюв ворона" на писанке. Если такие писанки хранить дома, то они будут оберегать домашних животных и напоминать об опасности

Христианские символы



Это были христианские символы. На одном была изображена красивая церковь, на другом - 40 клиньев, а также были писанки с крестами, окруженными безконечника, и с надписями "Христос Воскрес".

Треугольник часто встречается на писанках и обозначает триединство мира: неба, земли и воды, отца, матери и ребенка.

Тройственное начало - земля, человек и небо - нашло свое выра­жение в этом символе. Треугольник, заполненный сетчатой или линей­ной штриховкой, у на­ших предков озна­чал вспаханное поле. В христиан­ской трактовке сорок треуголь­ников приоб­рели значение сорока дней по­ста или сорока мучеников.


Растительные и животные мотивы


Писанкарки постоянно черпали вдохновение для своих узоров из мира природы, изображая цветы, деревья, овощи, листья и целые растения весьма стилизованный образом. Такие символы отображали обновления природы и жизни.

Самым популярным растительным орнаментом является цветущее растение в горшке или дерево, которое символизировало жизнь. Вишня, символ девичьей красоты, должна была приворожить любовь. На гуцульских писанках часто можно увидеть стилизованную ветку сосны - символ вечной жизни и юности. Существует поверье, что тот, кто умоете лицо священной водой, в которой были писанки, всегда будет молодым, здоровым и красивым. Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и долговременную, верную любовь.

Орнамент яблочек и слив должен был приносить мудрость и здоровье. Среди цветов изображенных на писанках были розы, барвинок, ландыши, подсолнечник, тюльпаны и гвоздики. Все они должны были помогать растениям созревать.


Сосна — символ здоровья.
Дубок — символ силы.
Сливы — символ любви.
Хмель — символ плодородия.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Цветочки — символ девичества.

Желая прибавления в семье, писанку украшали изображениями цветов: колокольчиков, барвинка, ландышей, гвоздики. Листья кали­ны означали силу, выносливость веру в справедливость. Листья дуба символизи­ровали веру в силы при­роды и пре­клонение пе­ред богами.


Хотя животные мотивы не так популярны на писанках как растительные, их все же встречаем, особенно на гуцульских изделиях. Эти символы имели двойное значение: предоставить их владельцам лучшие приметы животных, например, здоровье и силу, а также заверить долгую и плодотворную жизнь для животных. Такие животные как олени, бараны, лошади, рыбы и птицы рисовались абстрактно; иногда писанкарки воспроизводили лишь части животных - утиные шейки, заячьи уши, куриные лапки, воловьи глаза, бараньи рога, волчьи зубы, медвежьи лапы.

Петух и голубь - считались божьей птицей, которая разбудит солнце и человеческую совесть, сохранив под своим крылом всех живущих в доме, вторых писали как символ души и Святого Духа.

Голубь — символ души.
Ласточ­ка - долгожданный приход весны.

Виды росписи пасхальных яиц. Разноцветные пасхальные яйца


Крашенки

Крашенки — от слова красить. Красить яйца можно по-разному.
Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине.
Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковичной шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют луковичную шелуху и варят 15-20 минут, пока яички не приобретут нужный цвет.
А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.

Драпанки

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых.
Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой, канцелярским ножом. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо острым крандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой.
Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.
Рисунок на драпанке может быть любым, в отличие от писанки с её строго традиционными геометрическими рисунками. Остриём канцелярского ножа процарапываем контуры рисунка. Для создания оттенков внутри контуров прокорябываем рисунок не острием, а всей поверхностью лезвия ножа. Карандашный набросок стираем ластиком. Рисунок готов. Для блеска можно протереть яйцо ваткой с каплей масла. Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки - настоящие произведения народного творчества.
Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый.
Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым - крестильная сорочка писанки.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску - «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.
Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.
В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломия Ивано-Франковской области создан музей писанки.

Малеванка

Малеванка - яйцо, расписанное своим, придуманным узором.
Они не несут символического значения, могут расписываться краской (а не воском).
Название "малеванки" пришло от слова малевать, пасхальные яйца расписывают придуманными узорами, используя краски.
Художники, разрисовывая пасхальные яйца, зачастую помимо узоров рисуют сюжетные картинки, цветы, пейзажи, ландшафты.

Яйчата

Яйчата - яйца вырезаныые из дерева и камня, сделанные из фарфора и глины изготавливались на Руси еще в 13-ом веке.
Позднее яйца стали украшать бисером, кружевами, вязанием и т.д.
Самые известные в мире «Яйчата» изготавливал императорский ювелир Карл Фаберже.

Для любых предложений по сайту: [email protected]