Утренник «Хлеб - всей жизни голова»
Автор: Селякова Любовь Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ «Аргуновская средняя общеобразовательная школа Никольского муниципального района Вологодской области.Оформление
Плакаты с пословицами о хлебе:
-Будет хлеб - будет и обед.
-Хлеба к обеду в меру бери: хлеб драгоценность, им не сори.
-Хлеб - всему голова.
-Хлеб - батюшка, водица - матушка.
По сторонам зала,где проводится мероприятие, стоят снопы пшеницы и ржи. (Если нет настоящих, то можно нарисованные). У сцены накрыт стол праздничной скатертью. На столе стоит самовар. На самоваре висят связки баранок и калачей. На другом столе - праздничные пироги, пряники, печенье, блины, пирожки, булочки. (Всё испечено родителями детей).
Сцена украшена большой нарисованной печью, стоит домашняя утварь: ухват, чугун, лопата, кадка.
1. Конкурс рисунков для детей на темы «Урожай», «Хлебобулочные изделия», «Как хлеб на стол пришёл».
2. Конкурс хлебобулочных изделий для родителей.
Ход мероприятия
Звучит песня «Русское поле» (Ян Френкель, Инна Гофф).ХЛЕБ - БАТЮШКА
Выходит ребёнок с караваем:
Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем налитой.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки!
Вырастай богатырем
Дети входят в зал и заводят хоровод
Исполняется хоровод «Каравай»
Дети идут по кругу и поют. В центре ребенок с караваем
К дошколятам на машине
Каравай приехал ныне.
Каравай в круг вставай,
Кого хочешь выбирай.
Ребенок с караваем громко говорит: «Я выбираю пекаря»
Подходит к ребенку в белом колпаке, кланяется, отдаёт каравай
В круг выходит « Пекарь ».
Он не грел на печке бок.
Каравай ребятам пек.
Пекарь с нами поиграй.
Кого хочешь выбирай.
Пекарь: «Я выбираю мельника»
Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку.
Мельник с нами поиграй
Кого хочешь выбирай.
Мельник: «Я выбираю пахаря!»
Он в тенёчке не лежал,
А хлеба растил и жал.
(Все останавливаются. Пахарь поднимает каравай над головой.)
А награда - урожай!
И душистый каравай!
Передаёт каравай Воспитателю. Все дети садятся на места.
Ведущий:
Велика и необъятна наша русская земля.
Урожаями богаты наши нивы и поля!
У народа есть слова – «Хлеб всей жизни – голова!»
Славится он первым на земле,
Славиться он первым на столе!
А почему так говорят, ребята, «Хлеб – Батюшка, водица - Матушка» ???
Как в семье есть глава – отец (батюшка), так же важен для жизни человека хлеб – главный продукт питания. Но семья не может прожить и без матери, так же не может человек жить без воды. Без неё он умрёт от жажды.
Ребята, а какие пословицы вы знаете о хлебе?
Дети: «Не будет хлеба, будешь без обеда».
«Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест».
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
Ведущий: А я знаю вот такую пословицу «Хочешь калачей - трудись». А как вы думаете, чей труд кормит человека?
Дети: Труд родителей и тех людей, которые вырастили всё, что мы едим.
Ведущий: А кого ещё человек благодарит за урожай?
Дети: Бога. Он –Творец всем плодам, овощам, злакам.
Ведущий: А всё же из чего делают хлеб?
Дети: Из муки.
Ведущий: Верно. Теперь давайте подумаем, из чего делают муку?
Дети: Из пшеницы, зерна.
Ведущий: Молодцы, давайте посмотрим, как выглядят зёрна пшеницы.
(Дети трогают и рассматривают зёрна пшеницы)
А где «живут» зёрнышки пшеницы?
Дети: В колоске.
Ведущий: А если много колосков – это называется СНОП. (Показывает детям сноп)
Дети : Стихотворение «Урожай»
Посмотрю пойду, Полюбуюся.
Что послал Господь За труды людям:
Выше пояса Рожь зернистая
Дремлет колосом Почти до земли.
Ведущий: Что послал Бог людям за труды?
Дети: Рожь, колоски до земли.
Ведущий: А давайте исполним песню «О чём мечтают зёрна»
Исполняется песня «о ЧЁМ МЕЧТАЮТ ЗЁРНА»
муз. М.Протасова, сл. В.Нестеренко
Ведущий: (читает рассказ ХЛЕБ)
Хлеб пекут или сами хозяева, или пекари. Пекут хлеб из теста
Тесто месят из муки, воды и дрожжей. Муку мелет мельник на мельнице из хлебных зёрен. Хлебные зёрна созревают на полях, в колосьях хлебных растений.
Давайте заведём хоровод и исполним песню.
Исполняется песня - хоровод «Вызрела пшеница» сл. народные
Да, нелегко достаётся человеку хлеб, поэтому какую хорошую привычку следует приобрести каждому из нас?
Дети: Научиться беречь хлеб, уважать труд людей, которые его вырастили, научиться благодарить Бога за то, что он даёт человеку хлеб.
Ведущий: Правильно, ребята. Недаром говорят, что хлеб - Божий дар. Люди просят Бога, чтобы Он давал им хлеб каждый день, и благодарят за полученное после еды. Как мы благодарим ?
Дети: «ХЛЕБ НАШ НЕОБХОДИМЫЙ ДАЙ НАМ СЕГОДНЯ»
Ведущий: Ребята, человек трудится, а Бог помогает ему во всём. Скажите, а как Бог помогает человеку?
Дети: в Бог растит и заботиться о хлебе. Бог посылает лето, дождь, тепло и ясное солнце.
Дети: Стихотворение «Добрые вести»
Капля дождевая говорит другим:
«Что мы здесь в окошко громко так стучим?»
Отвечают капли:
«Здесь бедняк живёт,
Мы ему приносим весть, что хлеб растёт»
Ведущий: У православных есть замечательный праздник «Хлебный спас». Чем славится этот праздник? А тем, что в этот день выпекали хлеб из нового урожая. Он являлся главным блюдом этого дня. В этот день после освящения хлеба в церкви хозяйки раздавали свои изделия всем нуждающимся и бедным людям. Недаром хлеб называют священным, поедают его медленно с мыслями о предстоящей осени и долгой зиме.
Выносится настоящий каравай
Хлеб в России пекли с куполами, чтобы хватало, как неба, на всех.
За широкими в доме столами крошку бросить считали за грех.
Наш хлеб и соль – это русский обычай, из далекой пришел старины.
Угощение гостям, радость встречи. Словно символ людской доброты. (А.Коршун).
Всех гостей мы привечаем, караваем угощаем.
Из глубины веков пришёл к нам, русским, украинцам, белорусам, узбекам, армянам, грузинам и другим народам - общий обычай: бережное, уважительное отношение к хлебу. Этот обычай передавался из поколения в поколение и прививался ребёнку с первых дней его жизни. Предлагаю Вам сценарий классного часа для учащихся начальной школы на тему: бережное отношение к хлебу. Этот материал будет полезен учителям, организаторам внеклассной работы, библиотекарям.
Хлеб – батюшка
Библиотечный час для учащихся начальной школы
Цель:
Воспитание уважения к труду, бережного отношения к хлебу.
Демонстрационный материал:
Выставка книг; Репродукции картин; Кусочек чёрного хлеба 125г;
булочки; Запись песни «Корочка хлеба»: слова П.Синявского, музыка
Ю.Чичкова.
Раздаточный материал: Конверты с пословицами и поговорками о хлебе.
Ход мероприятия:
Звучит запись песни «Корочка хлеба».
Библиотекарь:
Ребята! Сегодня мы будем говорить о хлебе. История хлеба – история народа. Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тысяч лет. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники. Давным-давно люди ели просто зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зёрна с водой. В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.
Хлебу посвящали свои картины великие художники. В честь хлеба слагались стихи, песни, пословицы и поговорки, совершались обряды, устраивались праздники. Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о хлебе. На карточках написаны половинки пословиц. Вам надо их соединить, прочитать и объяснить их смысл. (Работа по группам)
Пословицы и поговорки о хлебе
Земля матушка, а хлеб батюшка.
Хлеб – это жизнь.
Хлеб – кормилец.
Без золота проживёшь, а без хлеба – нет.
Хлебушка – всему свету дедушка.
Будет хлеб – будет песня.
Плох обед, когда хлеба нет.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Хлеб от земли, сила от хлеба.
Хлеб в пути не в тягость.
Хлеб – всему голова.
Хлеб наш насущный, хоть чёрный, а вкусный
Ребята, а сейчас внимательно послушайте загадки о хлебе и назовите отгадки:
(без корки)
в поле гуляла,
домой пришла,
по рукам пошла.
(белый хлеб)
(мельница)
(хлеб)
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На столбе золотом
(колос)
И губато, и горбато,
И кисло, и пресно,
И красно, и кругло,
И легко, и мягко,
И твёрдо, и ломко,
И черно, и бело,
И всем людям мило.
(каравай)
Да не птица крылата.
Не сеет, не пашет,
Хлебом богата.
(мельница)
Колесо съедобное.
(бублик)
А я всё терплю – людям добром плачу.
(хлеб)
На столе поставлено.
(хлеб)
(зерно)
Даст нам хлебушек…
(пшеница)
Нам его подарит…
(рожь)
В поле собираем колоски…
(пшеницы)
Шумит волной,
Волна золотая
Не видно края.
(поле пшеницы)
А за ним копач –
Добывают калач.
(трактор в поле)
С хлебом–солью в России связаны обычаи, которые дошли до наших дней. Таков древний русский обычай – приветствовать гостей, молодожёнов, новосёлов хлебом и солью (символ верности и дружбы), то есть выносом на полотенце каравая чёрного хлеба с солонкой соли. Это знак доброго расположения к людям. Хлебосолами называют у нас радушных, гостеприимных людей. В старину существовало много примет, поверий, обрядов и обычаев, связанных с отношением людей к хлебу. Для счастья надо было в начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью. Чтобы водяной спасал утопающих и стерёг рыбу в реке, мельник бросал в воду крошки хлеба и соль. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. В народе говорили о хлебе, как о живом существе: хлеб – кормилец, хлеб – батюшка. С детских лет детей учили ценить и беречь кусок хлеба, как самое большое на земле богатство.
Послушайте сказку Х.К.Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб».
Вопросы:
Ребята, а как вы относитесь к хлебу? (Ответы детей)
Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что хлеб – это труд многих людей. Прежде, чем из семян будет получено зерно, надо землю вспахать, пробороновать, затем засеять её с помощью тракторов, плугов и других машин. После посева надо постоянно обрабатывать почву, подкармливать её, бороться с сорняками. Но выращенные в поле колосья – ещё не хлеб. Их надо сжать, а труд этот очень тяжёлый, хоть и приходит на помощь техника, на полях разворачивается настоящая битва – жатва. Затем зерно обмолачивают, после его надо просеять, рассортировать, просушить и перевезти на зерносклады. Затем зерно перемалывают и превращают в муку. Из муки готовят тесто и выпекают хлеб. Видите, насколько труден и долог путь хлеба к нашему столу.
Учёные-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба. В блокадном Ленинграде, теперь он называется Санкт-Петербург, в страшную военную зиму 1942г выдавали на день маленький кусочек хлеба в 125 грамм. (Показать детям кусочек хлеба) А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить назло фашистам. Долгих 900 дней и ночей был город в кольце блокады. В это тяжёлое время ленинградцы продолжали трудиться и воевать в голодном и осаждённом городе. Дети трудились наравне с взрослыми. Они умели ценить каждую крошку хлеба.
Крошка хлеба на землю упала-
Меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем
Сколько зёрен лежит вдоль пашен!
Вот собрать бы их вместе да в кучу,
Хлеб бы выпекли белый, пахучий.
Мы б окрепли и сильными стали,
Мы б фашистские тюрьмы сломали,
Снова вышли бы в бой под бомбёжку!
Да, жалеть надо хлебную крошку!
Это стихи Григория Люшкина, который написал их в фашистском концлагере. Дорогой ценой доставался для народа хлеб во время Великой Отечественной войны. Люди голодали, многие умирали от голода. Для солдат на фронте хлеб был весточкой из родного дома, от жён и детей, которые трудились на полях.
Евгений Винокуров «Чёрный хлеб»
Я помню хлеб. Он чёрен был и липок-
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам.
Его мы отдирали языком.
Он кислым был, ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И всё ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.
Я неизменно с острым интересом
И с сердцем замирающим следил
За грозным, хладнокровным хлеборезом,
Он резал хлеб! Он чёрный хлеб делил!
Я восторгался им, прямым и честным,
Он резал грубо, властно, без затей,
Горелой коркой, как в угле древесном,
Испачкавшись почти, что до локтей.
На нём рубаха взмокла холстяная,
Он был велик в восторге трудовом.
Он резал хлеб, усталости не зная,
Лица не вытирая рукавом!
Сейчас у нас много вкусного хлеба, но мы не вправе относиться к нему пренебрежительно. Нередко можем видеть брошенный на землю кусочек хлеба, недоеденные булочки в мусорных баках. А иногда и школьников, кидающих друг в друга куском хлеба.
Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Булка», которое вам расскажет Катя. (Чтение стихотворения)
Сергей Михалков «Булка»
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Когда будете держать в руках хлеб, всегда вспоминайте блокадный кусочек хлеба в 125 грамм. Я думаю, вы всегда будете бережно относиться к хлебу и никогда не будете его выбрасывать.
А сейчас я приглашаю двух ребят, чтобы они сказали этой вкусной булочке как можно больше ласковых слов. Кто назовёт больше таких слов, тому и достанется эта вкусная ароматная булочка. (Игра)
Я думаю, после сегодняшнего библиотечного часа вы по-другому посмотрите на хлеб, постараетесь бережнее относиться к нему. И расскажите другим ребятам, как нужно беречь хлеб и почему.
Список использованных материалов
Хлеб — всему голова. Пословицы о хлебе
В памяти русского народа хранится немало пословиц и поговорок о хлебе, об отношении к нему.
Хлеб — основа жизни и благополучия, залог будущих успехов, символ радости и счастья человека.
«Хлеб будет, так и все будет»;
«Будет хлеб, будет и песня».
Трудную и скудную жизнь русского крестьянина-земледельца в старину отразили пословицы и поговорки, бывшие широко в ходу еще в прошлом веке:
«Где пашет сошка, там хлеба крошка»;
Хлеб да вода — крестьянская еда»;
«Хлеб батюшка, водица матушка»;
«Хлеб вскормит, вода вспоит»;
«Хлеб да квас — вот и все у нас»;
«Покуда есть хлеб да вода — все не беда».
Ржаной хлеб — главный крестьянский продукт. И не случайно поэтому в народных поговорках и присловьях он ставится во главу угла, противопоставляется другим яствам, любой другой еде:
«Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной»;
«Ржаной хлебушко пшеничному калачу дедушка».
Хлеб символ хлебосольства, основа и званого обеда и повседневного, будничного стола:
«Будет хлеб — будет и обед»;
«Худ обед, коли хлеба нет»;
«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай»;
«Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска»;
«За хлебом-солью, всякая шутка хороша»;
«Хоть хлеба краюшка, да пшена четвертушка, от ласкова хозяина и то угощенье».
И хоть замечалось в народе, что «не шуба, а хлеб греет», все же никогда не было для него самоцелью простое насыщение и бездумная сытость. А потому и говорилось так:
«Одним хлебом сыт не будешь»;
«Не будь сыт куском, а будь сыт другом»;
«Сердись, бранись, а за хлебом-солью сходись».
Трудом и потом добывается хлеб. И в народных присловьях говорится об этом так;
«Кто в небо глядит, тот без хлеба сидит»;
«Баловством хлеба не добудешь»;
«Потом добытый хлеб и черствый сладок»;
«Зернышко пуд бережет»;
«Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в сусеке» (т. е. убранный) ;
«Хлеб в закрому — что хозяин в дому».
Доброй, лукавой улыбкой освещены многие народные поговорки о хлебе, о приметах хорошего работника, неотделимых от его отношения к хлебу:
«Каков у хлеба, таков и у дела» (т. е. если споро ешь, то хорошо и работаешь);
«У пахаря рука черна, да хлеб бел»;
«Ретивый с хлебом смеется, а ленивый без хлеба плачет»;
«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше всевай да свой припасай».
Подлинная народная мудрость, тонкая и чуткая приметливость отразились и в таких пословицах:
«Без хлеба все приестся»;
«Калач приестся, а хлеб никогда»;
«Сколько ни думай, а лучше хлеба да соли не придумаешь».
Многие слушатели, приславшие нам эти и другие народные присловья, высказали свои мысли о роли и месте хлеба в нашей современной жизни. В письме Ольги Шевчук из Винницкой области читаем: «Хлеб — это сама жизнь. И это слово надо писать с большой буквы!»
Ленинградец Павел Степанович Карпенко пишет: «Мы все должны относиться к хлебу как к святыне, ибо хлеб — основа всему. Выращивать хлеб — работа многотрудная и почетная, поэтому беречь и расходовать хлеб нужно как жизненно необходимую драгоценность. И уважение к хлебу должно быть высочайшее».
«Задача взрослых,— пишет ленинградка Ольга Григорьевна Клюева, воспитатель-методист детского сада,— прививать детям уважение к хлебу, учить их беречь каждую крошку хлеба, высоко ценить труд крестьянина».
Если бы все приславшие нам письма могли встретиться и поговорить на волнующую их тему: «Отношение к хлебу»,— это был бы серьезный, очень важный и душевный разговор.
Большой поток писем был связан с оценкой в пословицах и поговорках такого социального зла, как пьянство и алкоголизм.