Орнаменты и символы украинской писанки. Писанка - история, символы и символика, орнаменты, разновидности, традиции. Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц

Все вокруг нас имеет свой особый смысл. И пускай даже наши пращуры были не столь образованны, как люди в современное время, но их представления о Вселенной как о хрупком яйце - яркий пример способности «зреть в корень»

Еще наши предки-язы4ники приписывали яйцу осо­бые маги4еские свойства. Выдутое сырое яйцо с «на­писанным» по нему орнаментом в дохристианские времена служило мощным оберегом. Каждому элемен­ту орнамента обязательно соответ­ствовал глубокий замысел, вся же композиция представляла собой в итоге единое гармони4ное целое.

С приходом христианства яйцо, как символ возрождающейся жиз­ни, обрело свое по4етное место в религиозных обрядах. Также позже появилось множество легенд, объ­ясняющих смысловую связь распи­санного яйца с историей Воскреше­ния. Вот одна из них.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПИСАНКИ

Когда Иисуса распяли. Его раны на4али кровото4ить. Капли крови у всех на глазах превращались в кра­шенки. Стоящая рядом Матерь Божья, рыдая, горя4о молилась. Капли материнских слез растекались по крашен­кам невиданными узорами, обращая их в писанки. Собрав все крашенки и писанки, Богородица оправилась к Понтию Пилату с просьбой дать ей возможность похоронить Сына. В пути она раздавала встре4ным писан­ки с пожеланиями мира и согласия.

Писанки на Руси никогда не делали для себя, а только для подарка. Если у4есть, сколько родных было в те времена у 4еловека и как тесно люди общались между собой, то росписью яиц иногда занималась вся семья, только бы никого не забыть, не обидеть. Даря писанку, 4еловек как бы говорил: вот, я желаю тебе с4астья и здоровья. Были и мастера росписи по яйцам, назывались они писанкарями и имели свои секреты.

Зна4ение цвета.

Красный - радость жизни, огонь, торжественность, позитивность.
4ерный - земля, потусторонняя жизнь. (Использовался как элемент рисунка или как фон, на который будет наноситься узор.)
Кори4невый - плодородие, символ мудрости.
Жёлтый, оранжевый - солне4ный свет, богатый урожай.
Голубой - воздух, небо, пожелание здоровья.
Зеленый - воскрешение природы после долгого зимнего сна.
Со4етание 4ерного и белого- уважение к предкам, святость.
Многоцветность - пожелание любви и семейного с4астья.

Зна4ение символов.

ДЕРЕВО
«Дерево жизни» - один из самых популярных древнеславянских сим­волов. Про4тением этого символа, наравне с уважением к семействен­ности - «роду», было пожелание долголетия. Изображая вишню, при­влекали любовь, вето4ки сосны символизировали юность и долгую жизнь. Мотив виноградной лозы озна4ал верность. Ябло4ки и сливки пожелание мудрости и здоровья.

«БЕРЕГИНЯ»
Изображение женской фигуры с поднятыми вверх руками - традици­онный дохристианский символ бо­гини плодородия и праматери всего живого. Женщина с древних времен и по сей день - защитница о4ага, и мудрая хранительница судеб.

РЫБА
До того как рыба стала одним из основных христианских символов, ее изображение было оберегом до­статка, а также метафори4еским об­разом жизненной силы, 4истоты и прозра4ности помыслов.

ГРАБЕЛЬКИ
Земледель4еский символ, озна­4ающий дождь, плодородие. С при­ходом христианства полу4ил допол­нительную трактовку снизошедшей божественной благодати.

ПАУ4ОК
Такой внешне неприятный и даже отталкивающий паук, благодаря наблюдательности и мудрости предков полу4ил смысловую нагрузку как графи4еский символ трудолюбия и настой4ивости, стал покровителем художественных ремесел.

БАБО4КА
Символ с4астья, легкости и безза­ботности - 4аще всего использовал­ся для украшения писанок, предна­зна4енных для дарения детям.

П4ЕЛА
Кроме огромного трудолюбия и приверженности семейным ценно­стям п4ела олицетворяла еще 4исто­ту души и бесхитростность. Писанки с изображением п4елы прятали под ульи, 4тобы п4елы хорошо «роились».

ТО4КИ
Изна4ально то4ки, хаоти4но рассыпанные по поверхности пи­санки или обра­зующие кружевной орнамент, символизиро­вали звезды на небе. С прихо­дом христиан­ства они стали озна4ать слезы Богоматери, опла­кивающей Сына.

КОНЬ И ОЛЕНЬ
Символы выносли­вости и силы духа, олицетворяющие мужское на4ало. На своих ветви­стых рогах-лу4ах трудяга олень каждое утро вы­носит солнце на небосвод. Конь - образ бесстрашия и безогляд­ной веры в добро.

ПТИЦЫ
Предвестники весны птицы - популярный орнаментальный мотив. Например, петух - глашатай наступающего утра, восхваляю­щий солне4ный свет и обороняю­щий от влияния злых сил. Ласто4­ка - долгожданный приход весны.

КВАДРАТ И РОМБ
4етыре стихии, 4етыре време­ни года, 4етыре жизненных этапа (рождение, молодость, зрелость и старость), 4етыре стороны света и времени суток - уда4­но зашифровыва­лись в стороны квадрата. Сет4а­тый «квадрат-ный» орнамент «решето» сим­волизировал ве4ное разде­ление понятий добра и зла.

СПИРАЛЬ
Этот символ являл собой перво­бытные представления об устрой­стве Вселенной. Линия, закру4ен­ная спиралью, озна4ала также воду или свернутого ужа, олицетворяющего женское на4а­ло. Кроме того спираль отож­дествлялась с лабиринтом, который «запу­тывает» злые силы на пути к 4истой душе.

ЦВЕТЫ И ЛИСТЬЯ
Желая прибавления в семье, писанку украшали изображениями цветов: колоколь4иков, барвинка, ландышей, гвоздики. Листья кали­ны озна4али силу, выносливость веру в справедливость. Листья дуба символизи­ровали веру в силы при­роды и пре­клонение пе­ред богами.

БЕСКОНЕ4НИК
Волнообразная линия - предше­ственник крестообразной символи­ки. Уходя корнями в трипольскую культуру, этот символ ве4ного дви­жения и непрерыв­ности жизни и по сей день непре­менный атрибут писанкарского искусства. «Ме­андр» трактует­ся как символ воды, плодоро­дия и жизнен­ного цикла.

СОЛНЦЕ
Символ солнца - один из самых древних. Разновидности этого символа - восьмигранные звезды, «ломаные кресты» и «крутороги», «бегущее солнце». Украшенная солярным символом писанка оберегает от болезней, дурного глаза,нес4астий и привлека­ет радость и благополу4ие.

ТРЕУГОЛЬНИК
Тройственное на4ало - земля, 4еловек и небо - нашло свое выра­жение в этом символе. Треугольник, заполненный сет4атой или линей­ной штриховкой, у на­ших предков озна­4ал вспаханное поле. В христиан­ской трактовке сорок треуголь­ников приоб­рели зна4ение сорока дней по­ста или сорока му4еников.

Писанка - яйцо декорированное с традиционными символами, которые нарисованы с помощью воска и красителей. Изготовления писанок связывалось с дохристианским народным обычаем встречи весны, позже - с Пасхой.

Этот вид народного искусства распространен во многих славянских народов, в том числе и украинского. Исследователи считают, что украинская писанка имеет более 100 символических рисунков.


Писанка (галунка) - символ Солнца; жизнь, его бессмертие; любви и красоты; весеннего возрождения; добра, счастья, радости.

В мифах многих народов мира именно яйцо есть миротворчим началом. У славян-язычников писанки существовали уже во времена антов - наших прапредков /III - VIII в. н. э./ и были символом солнечного культа. Птицы - это вестники весеннего воскресения, Солнца, а их яички - эмблема солнца - жизни, рождения.

Яйцо птицы вообще - это зародыш жизни, символ бога солнца; оно в древности символизировало - добро, радость, счастье, любовь, богатство, успех, расположение добрых сил, защита человека от злых сил. (Килимник С. Украинский год. - Кн.2. - С.176)

Чистое гладко покрашенное или украшенное узорами яйцо приобрело символическое религиозно-обрядовое значение еще задолго до христианства. У многих народов сохранились предания, в которых яйцо является источником жизни, света и тепла, даже зародышем всей Вселенной. Существуют также многочисленные варианты легенд, объясняющих бытование писанок во время Пасхальных праздников, связывают возникновение традиций росписи писанок с евангельскими событиями (страстями Христа) и т.п.

С введением христианства постепенно меняется и символика писанки. Она стала символом радости и веры в воскресение иисуса Христа как символа всепрощения. Писанки использовали как опредмеченный символ любви, даря их юным. В народной медицине ими "выкачивали" болезни. Освященные писанки закапывали в землю /на высокий урожай/, клали в гроб, в ясли для скота. Шелуху с писанки бросали "на счастье" на крышу дома и др. Интересно, что писанкарство было присуще только тем этническим группам, которые стали называться украинцами.

Учитывая физические особенности скорлупы яйца, средневековые писанки до наших дней не сохранились. Однако массовое росписывание яиц в Украине существовало на протяжении веков. В XIX в. изготовление писанок в разных художественных вариантах бытовало на всей территории Украины.

Писанки изготовляли весной, перед Пасхой, сельские девушки и женщины, монастырские монахи и иконописцы, городские барышни, пекари и прочие. Поэтому и техника декорирования отличалась. В селе яйца красили в один цвет, иногда выцарапывали узоры, орнаментировали воском и красили в несколько цветов, тогда как в городе прибегали к различным искусственным способам — наклеивали куски цветной бумаги, фольги, ткани, нити и т.п. Писанки в основном изготавливали для себя и лишь изредка для продажи на ярмарке.

Когда-то с писанками совершали магические действия. Для обеспечения урожая их на весеннего Юрия катили по зеленой пшенице и закапывали в землю. Пасхальным утра молодые умывались водой, в которую перед тем клали яйца и серебряные монеты, которые должны были придавать силу и красоту. Освященные писанки были оберегом жилища от грома и огня, а людей и животных — от «дурного глаза», их использовали как лекарство от некоторых заболеваний. Писанки служили объектом забавы для детей и молодежи. С ними устраивали игры «битки», «каталки» и др. Из пустых писанок, добавляя к ним из цветной бумаги хвост, крылья и головку из теста, делали так называемых «голубей». Их, а также писанки, нанизанные на шнурок (обычно по три), подвешивали возле икон, украшая таким образом жилье.


Символика цветов писанки

Древнейшими считаются крашанки — это писанки одного цвета. Впоследствии возникли многоцветные писанки, в которых применялись различные природные красители. Такие краски, в отличие от современных, имели приятные мягкие оттенки. Но цвет в писанке появился не только ради красоты, но и получил свое символическое значение, происхождение которого не случайно.

Желтый, золотистый, оранжевый цвета писанки влияют на человека подобно солнечным лучам, дают радостное, светлое настроение. В писанке означают тепло, надежду, небесные светила, урожай в хозяйстве.

Красный цвет на писанках наверное является самым многозначительным. Недаром в народном языке он сблизился с понятием красивого, слова «красный» — «хороший» стали синонимамы. Красная краска символизирует добро, радость жизни, для молодых — надежду на счастливый брак. Именно красное яйцо является главным символом Воскресения, жертвенности и небесного огня.


Зеленый цвет означает весеннее пробуждение природы, надежду на хороший урожай.

Голубой — небо, воздух, а также здоровье.

Бурый, коричневый — землю и ее скрытую жизненную силу.

Черный цвет — цвет ночи, потустороннего, всего неизвестного и тайного. В писанке, будучи фоном, проявляет силу других цветов, так же, как в жизни тьма дает возможность понять, что такое свет. Также символизирует бесконечность жизни человека, продолжение бытия после смерти.


Многоцветная писанка является символом семейного счастья, мира, благополучия.

Темные писанки расписывали на проводы, как выражение уважения к тем, кто отошел в мир иной.

Разделение поверхности писанки

Помните детские скороговорки, в которых употребляют числа? А сказки, в которых непременно присутствуют или три царства, или три сестры? Для наших предков числа были священными, у каждого было свое значение и своя сила. Поэтому разделение поверхности яйца на определенное количество частей и устойчивое повторение некоторых элементов не случайны.

Разделение на два передавал представление о двух мирах. На три делили чаще по вертикали, так обозначали три небесных сферы. При разделении на четыре образуется крест, что означает четыре стороны света.

Классическое разделение полусфер на четыре части, каждая из которых разделена на три, передает представление о четырех временах года с тремя месяцами. По другим представлениям мир делился и на шесть сторон. Такую пространственную ориентацию передает шестиугольная звезда.

Исследуя писанки, ученые высказали предположение о том, что в древности существовал восьмилетний календарный цикл. В народной мифологии небо имеет восемь сфер — «облаков»: семь синих, а восьмое красное, на котором сидит сам Бог.

Очень интересный раздел на сорок частей, так называемые сорококлинья. Каждый клин обозначал некий вид человеческой деятельности или явление природы, а в христианском видении — сорок дней поста.

Орнамент писанок - символический. В его основе лежат три кардинальных символа, отражающие строение Вселенной по вертикали: это круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, 8-образного знака. Отсюда три типа орнамента: круговой, ключевой, плетеница.

Конструкция орнамента называется разводом и представляет собой сетку, образованную из пересечения опоясывающих яйцо кругов и овалов. В полях развода размещаются орнаментальные формы - магические знаки-символы.



Если яйцо разделено пояском надвое по вертикали и украшены главным образом его бока, то такая писанка называется боковой. Главный разделительный пояс может быть в виде нитки, ленты, украшенной или без украшения. Он может отсутствовать вовсе, но принцип размещения основных орнаментальных форм при этом сохраняется. Таким образом, мы имеем писанки "подпоясанные" и "распоясанные". Разделим яйцо надвое по меридиану, а затем на четыре части. Знаки будут размещены в образовавшихся дольках яйца, и такая писанка будет по виду развода называться продольной. Развод "восьмиквитка" представляет собой восемь сфероидальных сегментов, образованных из четырех равных вертикальных долей яйца, опоясанного линией экватора.

Сеточка — символ судьбы. Оберегает от злых духов, отделяет зло от добра.

Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Точечки — символ плодородия.

Орнаментальные формы размещаются в полях по вертикали, диагонали, радиусу, сегменту. Они чередуются в шахматном порядке, повторяются. Один и тот же знак может размещаться" в противоположных направлениях.

Если орнаменту в целом характерен ритм, то орнаменты писанок позволяют говорить о темпо-ритме. Орнаментальные формы, имеющие в своей основе ломаный крест, свастику, создают впечатление движения - вращения двух половинок яйца в противоположные стороны.

Значение символов на писанках

При разделении яйца образуются поля различной формы и величины. Они составляют основу для размещения элементов орнамента. Каждый из таких знаков пришел к нам из глубины веков, однако большинство из них можно прочитать, потому что даже очень странные знаки в своей основе выражают близкие и понятные нам предметы. Мы, как и наши древние предки, радуемся первым весенним листочкам, удивленно слушаем пение жаворонка, любуемся течением реки. Чтобы выразить вечное, наши предки создали символы. Давайте рассмотрим главные из них.


Солнце


Жизнь древних людей было очень сложная. Трудно было пережить холодную зиму, дождаться нового урожая. Приход долгожданной весны воспринимался как рождение нового солнца, освобождение небесного светила от сил тьмы. Поэтому с символом солнца связано все лучшее, что есть в человеческой жизни. Среди языческих богов Дажбог — солнечный бог — был одним из главных. В христианстве солнце также стало символом Бога, поскольку Бог — это свет.

Крест


Один из солнечных знаков, символ вселенной, четырех сторон света, четырех ветров, четырех времен года. Происходит от схематического изображения птицы, в древности солнце представлялось птицей, летящей по небу.

В христианстве крест — символ страдания, смерти и воскресения, которым церковь все начинает, благословляет и освящает.


Свастика, сварга или ломаный крест


Знак святого огня, солнца и вечного движения. Один из старейших символов вообще. Впервые его изображения находят на изделиях первобытных охотников, а это около тридцати тысяч лет назад. Согласно народным представлением ломаный крест предвещал добро и защищал от темных сил. Разновидности свастики широко используются не только в росписи яиц, но и в вышивке, керамике, резьбе по дереву.

Роза, розетта, звезда


Символизирует солнце и утреннюю зарю. Содержит в себе косой крест, прямой крест, а также левостороннюю и правостороннюю свастики. В народной символике — неизменный символ любви. Подарить писанку со звездой означало признаться в любви.


Бесконечник или кривулька


Знак одной из главных стихий — воды. Будучи необходимой для всего живого, вода одновременно могла быть злой и неумолимой во время весеннего половодья. Удивляясь силе и неустанности воды, наши предки ее знаком обозначали вечность. Волнообразная линия - предше­ственник крестообразной символи­ки. Уходя корнями в трипольскую культуру, этот символ вечного дви­жения и непрерыв­ности жизни и по сей день непре­менный атрибут писанкарского искусства. «Ме­андр» трактует­ся как символ воды, плодоро­дия и жизнен­ного цикла.

Грабельки, расчески, треугольнички с гребешками



Принадлежат к символам, которые связаны с водой. Изображают облака и дождь. Писанки с грабельками писали в засуху, полагая, что написав этот знак, можно вызвать долгожданные небесные воды.

Олень

Символ достатка, богатства. Существует еще со времен первобытных охотников, когда мясо этого животного было основной пищей, кожа была нужна для пошива одежды и строительства жилья, а из костей и рогов изготовливали оружие и украшения. В народной мифологии небесный олень на своих рогах несет солнце. Бегущий олень был прототипом долголетия и крепкого здоровья.

Конь


Символ лошади также связан с поклонением солнцу. По древним преданиями солнце едет по небу на колеснице, запряженной огненными конями. В христианстве конь — образ бесстрашного прорицателя веры, безудержного, готового к самопожертвованию. Лошадь означала силу и любовь к труду.



Птица

Символ зарождения жизни, плодородия, приплода, достатка, полу земное, полу небесное существо. Петух считался проводником Божьего солнца и сторожем против зла, голубки — символом любви, верности и согласия. В христианстве птица — символ вознесения к Богу.

Утиные лапки, божья ручка, перчатка, дедовы пальцы


Птичий след также был оберегом, как отпечаток руки языческого Бога Солнца, который в древности ассоциировался с птицей. Подобные знаки символизировали власть, покровительство, целостность — все то, что связывалось с уважением к руке.

Дерево жизни или вазон


Согласно народным верованиям, посреди рая стоит большое дерево - Дерево Жизни. Оно покрывает собой весь рай, имеет листья и плоды всех деревьев. Именно на нем находятся три брата — Солнце, Луна и дождь, или их христианские заместители — Господь и святые Петр и Павел. Обозначает ось вселенной, которая соединяет в себе три мира — подземный, земной и небесный, так называемые сказочные «три царства». Символ природы, вечно обновляется.

Дерево жизни символизирует также развитие рода — отец, мать и ребенок. Поэтому, как правило, дерево имеет три веточки. В христианстве — символ Божьей мудрости.

Одним из самых распространенных символов на писанках, так же, как и полотенцах, стенных росписях, коврах, посуде, является символ «Дерево жизни» , или как его еще называют - «вазон». Древнейшие украинские колядки донесли до нас древние представления людей о тех временах, когда еще не было ни неба, ни земли, а было только открытое море, и на нем - явор зеленый. Итак, в виде дерева - тополя, ивы, дуба, березы, яблони, груши - представлялся стержень мироздания, вокруг которого устанавливалась равновесие противоположностей. Мировое дерево всегда изображается не натуральные, а стилизован, т.е. упрощенно, обобщенно. В таких изображениях обязательно разделение на три яруса по вертикали и соблюдения четкой системы правой и левой сторон. Нижняя часть - корни, входящий под землю, часто представляется в виде треугольника, горшка. Здесь содержатся змеи, рыбы, водоплавающие птицы и животные, потому часть дерева - не только подземный мир, но и море, река, всякая вода.Также нижняя часть Мирового дерева - это мир подземного бога, повелителя подземного огня и несметных богатств воплощение представлений о мире потустороннем, былые времена. Средний ярус олицетворяет землю, реальный мир, мир настоящего. Здесь изображен крупных животных - быков, лошадей, оленей, волков, медведей-и человек. Верхняя часть Мирового дерева поднимается в безграничную высь - к Богу. В верховье селятся птицы, пчелы, расположенные небесные светила. Часто бывает, что на вершине дерева днюет Солнце. Дерево жизни - это и дерево рода, где каждый цветок обозначает какого-то родственника, а все вместе - воплощение родословной определенного человека. Проще трехчленное обозначения дерева-семьи. Это - ствол с тремя веточками: отец, мать, ребенок.

Удивительной свойством Дерева жизни является его способность превращаться в Женщину-берегиню с поднятыми к небу руками. Кстати, в древних мифах некоторых народов мира женщина образовалась именно из дерева. Образ Мирового дерева - это образ воплощенной плодородия, связана с Богиней-Матерью, является ее символом и атрибутом.

Великая богиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы. Часто на ее ногах изображался знак земли (при этом ноги богини превращались в корни) или рисовалась она змееногой, поскольку земля - место пребывания Змея. Подобный образ женщины-прародительницы был широко известен у других народов: у египтян - Изида, у вавилонян - Иштар, у греков - Гера, у фракийцев - Семела, у скифов-земледельцев - Табита.

В украинских орнаментах "Дерево Жизни", как правило, изображалось очень реалистично. Непревзойденной красоты деревца вышивались на огромных полотенцах Киевщины и Полтавщины. А на писанках они постепенно приобрели лаконичной формы обще-известных ныне "вазонов", "трьохлисткив". Вместе с тем еще в древности стало господствовать отвлеченное изображение "Дерева Жизни "-" трезубец ", который впоследствии стал гербом Украины.

Дубовые листья



Дуб в украинских традициях всегда ассоциировался с силой и мощью. Дубовые листья — излюбленный мотив в вышивке мужских рубашек. По дохристианским верованиям, мировым деревом был именно дуб. В дубы чаще попадает молния, а потому он еще и символ Божьего грома.


Трирог или триног, трикветр


Один из старейших символов солнца, а также знак святого числа «три».

На многих народных писанках встречается изображение Огня, Солнца, Зари. Огонь, рядом с водой, является фактором мироздания, символом мужской силы. Поскольку Огонь и Вода - брат и сестра, и, объединившись, они образовали любовь, землю и все, что на ней есть, то во многих обрядах Огонь - символ любви, который является посланником Солнца на Земле и дает людям свет, тепло, хлеб и всякую пищу, помогает в ремеслах (ковка), но, как и Солнце, может быть хорошим или опасным зависимости от отношения к нему людей. Поэтому Огонь, как и Солнце, нужно уважать и не гнев - потому что тогда он может жестоко наказать. Существуют строгие запреты плевать в огонь, бросать мусор и др. Трикветр – символ плодородия, огня, мужской силы.

На писанках Огонь обозначается знаком «троерожник» (другие названия этого знака - «трикветр», «тренога»). Считается, что троерожник - знак, связанный с неолитическим (каменный век) богом земли, а огонь был одним из его атрибутов. Также этот знак является символом плодородия, поскольку Бог земли был носителем мужского, оплодотворяющего фактора. троерожник состоит из трех закругленных или ломаных крючков, выходящих из общего центра, или от круга или треугольника.

Сосенки, ели, елочки


Считаются символами вечной молодости, здоровья, роста и бессмертия.


Символы-обереги



Экспонат, хранящийся в киевском историческом музее, носит символично название - "Берегиня". Как мы знаем, в дохристианские времена наши предки верили в Великую Богиню - Берегиню или Макош. Этот символический образ - стилизованная женская фигура с поднятыми вверх руками - впоследствии перешел в сюжетное воспроизведение Матери Божьей.


Сигма – символ змеи. Встречается на керамике Трипольской культуры. Означает воду, гром, молнию. Змея охраняет домашний очаг.

Символы силы и выносливости



В старину на Руси, как только рождалась девочка, ее обмывали в купели из отвара листьев калины и ивы. Они давали женскую силу, женщина становится потом хорошей женой и рожает здоровых детей. Когда рождался мальчик, в его честь сажали дуб и купали младенца в настое из дубовых листьев. Дубовый лист - чтобы сила не исчерпывалась.


Символы любви




С давних времен символом любви считается голубь. Если хочешь иметь счастливую семью, то нарисуй голубей на дубе. Любовь символизирует и ель (смерека). Для того чтобы узнать, через сколько лет девушка выйдет замуж, спрашивают об этом у кукушки. Поэтому и кукушка является символом любви. А чтобы быть всегда в паре с любимым, рисуют цветы с парными лепестками.

Символы, способствующие рождению детей



Символы здоровья и долголетия



Чтобы никто не болел, на яичках рисуют солнышко, розу, рыбку, оленя. А безконечник способствует тому, чтобы люди жили долго, чтобы несчастье приходило к ним и чтобы у пасечников был хороший медосбор.

Символы, благоприятствующие богатому урожаю



Ромб - это символ земли, точки - семена, а грабельки - символ дождя.

Квадрат и ромб

Четыре стихии, четыре време­ни года, четыре жизненных этапа (рождение, молодость, зрелость и старость), четыре стороны света и времени суток - удач­но зашифровыва­лись в стороны квадрата. Сетча­тый «квадрат-ный» орнамент «решето» сим­волизировал вечное разде­ление понятий добра и зла.


Спираль

Этот символ являл собой перво­бытные представления об устрой­стве Вселенной. Линия, закру4ен­ная спиралью, озна4ала также воду или свернутого ужа, олицетворяющего женское на4а­ло. Кроме того спираль отож­дествлялась с лабиринтом, который «запу­тывает» злые силы на пути к чистой душе.

Символы, которые лечат




Символы-предупреждение


Чтобы меньше случалось бедствия, берегите свои хозяйства. А еще помогут вам писанки с символами-предупреждениями. Об хищных животных напомнят "зубы волка" и "медвежьи лапы", о том, что нужно оберегать овощи, - "заячьи уши", а об опасности хищных птиц напомнит "клюв ворона" на писанке. Если такие писанки хранить дома, то они будут оберегать домашних животных и напоминать об опасности

Христианские символы



Это были христианские символы. На одном была изображена красивая церковь, на другом - 40 клиньев, а также были писанки с крестами, окруженными безконечника, и с надписями "Христос Воскрес".

Треугольник часто встречается на писанках и обозначает триединство мира: неба, земли и воды, отца, матери и ребенка.

Тройственное начало - земля, человек и небо - нашло свое выра­жение в этом символе. Треугольник, заполненный сетчатой или линей­ной штриховкой, у на­ших предков озна­чал вспаханное поле. В христиан­ской трактовке сорок треуголь­ников приоб­рели значение сорока дней по­ста или сорока мучеников.


Растительные и животные мотивы


Писанкарки постоянно черпали вдохновение для своих узоров из мира природы, изображая цветы, деревья, овощи, листья и целые растения весьма стилизованный образом. Такие символы отображали обновления природы и жизни.

Самым популярным растительным орнаментом является цветущее растение в горшке или дерево, которое символизировало жизнь. Вишня, символ девичьей красоты, должна была приворожить любовь. На гуцульских писанках часто можно увидеть стилизованную ветку сосны - символ вечной жизни и юности. Существует поверье, что тот, кто умоете лицо священной водой, в которой были писанки, всегда будет молодым, здоровым и красивым. Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и долговременную, верную любовь.

Орнамент яблочек и слив должен был приносить мудрость и здоровье. Среди цветов изображенных на писанках были розы, барвинок, ландыши, подсолнечник, тюльпаны и гвоздики. Все они должны были помогать растениям созревать.


Сосна — символ здоровья.
Дубок — символ силы.
Сливы — символ любви.
Хмель — символ плодородия.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Цветочки — символ девичества.

Желая прибавления в семье, писанку украшали изображениями цветов: колокольчиков, барвинка, ландышей, гвоздики. Листья кали­ны означали силу, выносливость веру в справедливость. Листья дуба символизи­ровали веру в силы при­роды и пре­клонение пе­ред богами.


Хотя животные мотивы не так популярны на писанках как растительные, их все же встречаем, особенно на гуцульских изделиях. Эти символы имели двойное значение: предоставить их владельцам лучшие приметы животных, например, здоровье и силу, а также заверить долгую и плодотворную жизнь для животных. Такие животные как олени, бараны, лошади, рыбы и птицы рисовались абстрактно; иногда писанкарки воспроизводили лишь части животных - утиные шейки, заячьи уши, куриные лапки, воловьи глаза, бараньи рога, волчьи зубы, медвежьи лапы.

Петух и голубь - считались божьей птицей, которая разбудит солнце и человеческую совесть, сохранив под своим крылом всех живущих в доме, вторых писали как символ души и Святого Духа.

Голубь — символ души.
Ласточ­ка - долгожданный приход весны.

Виды росписи пасхальных яиц. Разноцветные пасхальные яйца


Крашенки

Крашенки — от слова красить. Красить яйца можно по-разному.
Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине.
Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковичной шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют луковичную шелуху и варят 15-20 минут, пока яички не приобретут нужный цвет.
А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.

Драпанки

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых.
Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой, канцелярским ножом. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо острым крандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой.
Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.
Рисунок на драпанке может быть любым, в отличие от писанки с её строго традиционными геометрическими рисунками. Остриём канцелярского ножа процарапываем контуры рисунка. Для создания оттенков внутри контуров прокорябываем рисунок не острием, а всей поверхностью лезвия ножа. Карандашный набросок стираем ластиком. Рисунок готов. Для блеска можно протереть яйцо ваткой с каплей масла. Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки - настоящие произведения народного творчества.
Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый.
Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым - крестильная сорочка писанки.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску - «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.
Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.
В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломия Ивано-Франковской области создан музей писанки.

Малеванка

Малеванка - яйцо, расписанное своим, придуманным узором.
Они не несут символического значения, могут расписываться краской (а не воском).
Название "малеванки" пришло от слова малевать, пасхальные яйца расписывают придуманными узорами, используя краски.
Художники, разрисовывая пасхальные яйца, зачастую помимо узоров рисуют сюжетные картинки, цветы, пейзажи, ландшафты.

Яйчата

Яйчата - яйца вырезаныые из дерева и камня, сделанные из фарфора и глины изготавливались на Руси еще в 13-ом веке.
Позднее яйца стали украшать бисером, кружевами, вязанием и т.д.
Самые известные в мире «Яйчата» изготавливал императорский ювелир Карл Фаберже.

Все вокруг нас имеет свой особый смысл. И пускай даже наши пращуры были не столь образованны, как люди в современное время, но их представления о Вселенной как о хрупком яйце - яркий пример способности «зреть в корень»

Еще наши предки-язычники приписывали яйцу осо-бые магические свойства. Выдутое сырое яйцо с «на-писанным» по нему орнаментом в дохристианские времена служило мощным оберегом. Каждому элемен-ту орнамента обязательно соответ-ствовал глубокий замысел, вся же композиция представляла собой в итоге единое гармоничное целое.

С приходом христианства яйцо, как символ возрождающейся жиз-ни, обрело свое почетное место в религиозных обрядах. Также позже появилось множество легенд, объ-ясняющих смысловую связь распи-санного яйца с историей Воскреше-ния.

Значе ние цвета.

Красный - радость жизни, огонь, торжественность, позитивность.

Черный - земля, потусторонняя жизнь. (Использовался как элемент рисунка или как фон, на который будет наноситься узор.)

Коричневый - плодородие, символ мудрости.

Жёлтый, оранжевый - солнечный свет, богатый урожай.

Голубой - воздух, небо, пожелание здоровья.

Зеленый - воскрешение природы после долгого зимнего сна.

Сочетание черного и белого- уважение к предкам, святость.

Многоцветность - пожелание любви и семейного счастья.

Значение символов.

ДЕРЕВО

«Дерево жизни» - один из самых популярных древнеславянских сим-волов. Прочтением этого символа, наравне с уважением к семействен-ности - «роду», было пожелание долголетия. Изображая вишню, при-влекали любовь, веточки сосны символизировали юность и долгую жизнь. Мотив виноградной лозы означал верность. Яблочки и сливки пожелание мудрости и здоровья.

«БЕРЕГИНЯ»

Изображение женской фигуры с поднятыми вверх руками - традици-онный дохристианский символ бо-гини плодородия и праматери всего живого. Женщина с древних времен и по сей день - защитница очага, и мудрая хранительница судеб.

РЫБА

До того как рыба стала одним из основных христианских символов, ее изображение было оберегом до-статка, а также метафорическим об-разом жизненной силы, чистоты и прозрачности помыслов.

ГРАБЕЛЬКИ

Земледельческий символ, озна-чающий дождь, плодородие. С при-ходом христианства получил допол-нительную трактовку снизошедшей божественной благодати.

ПАУЧОК

Такой внешне неприятный и даже отталкивающий паук, благодаря наблюдательности и мудрости предков получил смысловую нагрузку как графический символ трудолюбия и настойчивости, стал покровителем художественных ремесел.

БАБОЧКА

Символ счастья, легкости и безза-ботности - чаще всего использовал-ся для украшения писанок, предна-значенных для дарения детям.

ПЧЕЛА

Кроме огромного трудолюбия и приверженности семейным ценно-стям пчела олицетворяла еще чисто-ту души и бесхитростность. Писанки с изображением пчелы прятали под ульи, чтобы пчелы хорошо «роились».

ТОЧКИ

Изначально точки, хаотично рассыпанные по поверхности пи-санки или обра-зующие кружевной орнамент, символизиро-вали звезды на небе. С прихо-дом христиан-ства они стали означать слезы Богоматери, опла-кивающей Сына.

КОНЬ И ОЛЕНЬ

Символы выносли-вости и силы духа, олицетворяющие мужское начало. На своих ветви-стых рогах-лучах трудяга олень каждое утро вы-носит солнце на небосвод. Конь - образ бесстрашия и безогляд-ной веры в добро.

ПТИЦЫ

Предвестники весны птицы - популярный орнаментальный мотив. Например, петух - глашатай наступающего утра, восхваляю-щий солнечный свет и обороняю-щий от влияния злых сил. Ласточ-ка - долгожданный приход весны.

КВАДРАТ И РОМБ

Четыре стихии, четыре време-ни года, четыре жизненных этапа (рождение, молодость, зрелость и старость), четыре стороны света и времени суток - удач-но зашифровыва-лись в стороны квадрата. Сетча-тый «квадрат-ный» орнамент «решето» сим-волизировал вечное разде-ление понятий добра и зла.

СПИРАЛЬ

Этот символ являл собой перво-бытные представления об устрой-стве Вселенной. Линия, закручен-ная спиралью, означала также воду или свернутого ужа, олицетворяющего женское нача-ло. Кроме того спираль отож-дествлялась с лабиринтом, который «запу-тывает» злые силы на пути к чистой душе.

ЦВЕТЫ И ЛИСТЬЯ

Желая прибавления в семье, писанку украшали изображениями цветов: колокольчиков, барвинка, ландышей, гвоздики. Листья кали-ны означали силу, выносливость веру в справедливость. Листья дуба символизи-ровали веру в силы при-роды и пре-клонение пе-ред богами.

БЕСКОНЕЧНИК

Волнообразная линия - предше-ственник крестообразной символи-ки. Уходя корнями в трипольскую культуру, этот символ вечного дви-жения и непрерыв-ности жизни и по сей день непре-менный атрибут писанкарского искусства. «Ме-андр» трактует-ся как символ воды, плодоро-дия и жизнен-ного цикла.

СОЛНЦЕ

Символ солнца - один из самых древних. Разновидности этого символа - восьмигранные звезды, «ломаные кресты» и «крутороги», «бегущее солнце». Украшенная солярным символом писанка оберегает от болезней, дурного глаза,несчастий и привлека-ет радость и благополучие.

ТРЕУГОЛЬНИК

Тройственное начало - земля, человек и небо - нашло свое выра-жение в этом символе. Треугольник, заполненный сетчатой или линей-ной штриховкой, у на-ших предков озна-чал вспаханное поле. В христиан-ской трактовке сорок треуголь-ников приоб-рели значение сорока дней по-ста или сорока мучеников.



Творчество

ПИСАНКИ СО СЛАВЯНСКОЙ СИМВОЛИКОЙ.

Писанки - это сырые яйца, на которые наносится искуснейший узор, после чего содержимое яйца выливается, и дальше уже дарится пустое, дивной красоты яйцо. Труд это очень сложный и требующий предельной аккуратности и координации как движений, так и мысленных процессов.
Крашенки - это вареные яйца, они могут быть однотонными или расписными, их делать проще...
Краски
Для крашения яиц применяются природные, пищевые или анилиновые красители. Сырьем для получения растительных красок могут быть цветы, листья, шелуха зерен, кора, корни, а также ягоды.
желтая краска различных оттенков извлекается из коры молодой дикой яблони, побегов тополя, березовых листьев, корня крапивы, гречневой половы, луковой шелухи, цветков дикой бузины, ромашки, молочая, горицвета, купавок, шафрана, крокуса, зверобоя, желтых цветков луковичного растения сон;
синяя, голубая или фиолетовая - из шелухи черных зерен подсолнуха, сережек тополя, цветков мальвы, синих цветков растения сон, подснежников, ягод черники и бузины;
зеленая - из сочетания желтой и синей красок, а также из мха, коры крушины, ясеня, листьев ландыша, примулы, крапивы, зелени ржи и пшеницы;
красная - из щепок сандала, ягод черемухи, цветков и семян зверобоя, а также из засушенных самочек польской кошенили (насекомого из семейства червецов); нежно-розовая - из цветков иван-чая узколистного;
коричневая - из коры яблони, дуба, крушины, еловых шишек, луковой шелухи, листьев грецкого ореха или конского каштана;
черная - из молодых листьев черноклена, коры ольхи, синего сандала.
Корни лучше всего заготавливать ранней весной или поздней осенью, кору - только весной, когда деревце \"плачет\", цветы - в начале цветения, а листья - совсем молоденькими. Чтобы зелье не потеряло краску, сушить его полагается только в тени, а хранить - в плотно закрытой таре в сухом темном месте. Красящие ягоды можно заморозить.
Для приготовления красок вам понадобятся также: глиняная или эмалированная посуда, талая или дождевая вода, алюмокалиевые квасцы. Сырье заливаем холодной водой, 5-6 часов настаиваем, а затем кипятим на тихом огне: кору - три часа, листья минут сорок, цветы - полчаса. На 100 граммов сухого сырья - 1 литр талой воды. Отвар процеживаем и добавляем чайную ложку квасцов. Краска готова. Крашение яиц в природных красителях длится от 10 минут до 14 часов. Занятие это кропотливое, но искупается целебностью природных красок. К тому же они прочнее, роднее, милее взору, нежнее и смотрятся во сто крат богаче любых искусственных красителей.
Изготовление крашенок (писанок) с применением современных пищевых красителей.
Нам нужны следующие предметы:
- пищевые красители. Красители нужны такие, в которых не варят, а добавляют 9% уксус и выдерживают уже варёные яйца некоторое время
- свеча. Лучше восковая, но подойдут и парафиновая или стеориновая
- писак. Кто не знает что такое писак, то и не надо - вполне его заменят две кисточки - единичка и четвёрочка (это толщина в мм).
- две тряпочки. На одну мы смело будем капать воском, красками, спичками и всячески её пачкать, а другая должна быть чистая - ею мы будем вытирать яйца от краски.
- баночки для красителей. В каждую банку нужно положить по ложечке, для того чтобы банка не лопнула, когда в неё будут наливать кипяток (согласно инструкции на пачке с красителями).
- 9% уксус. Для успешного закрепления краски на яйцах.

Конечно, те предметы, которые я перечислила, вы можете заменять равнозначными и более удобными. Например, с помощью писака можно наносить очень тонкие контуры, а кисть в основном может служить для закрашивания больших площадей.

Руки мастера должны быть идеально чистыми, не жирными. Варёные яйца надо остудить. Важно чтобы они не были горячими, иначе воск будет с них стекать. Чтобы при варке яйца не лопались, добавьте в воду соли.
Разведённые по инструкции красители тоже не должны быть горячими. Ложечки, после того как красители уже разведены, не убирайте из банок. Ими мы будем пользоваться для аккуратного помещения и извлечения яиц из банок. Красителя должно быть столько, чтобы покрывать опущенное в него яйцо.
Возьмите в руки яйцо и остреньким карандашиком нанесите тончайший рисунок. Конечно можно этого не делать, но не удивляйтесь потом, когда завершите работу, почему это звёздочка, которую вы хотели изобразить, похожа на кривой забор, а ромбик - на недоеденную булочку.

Поверхность яйца сложная, потому что не плоская и конечно надо приноровиться сделать красивый эскиз. Стирать при этом ничего нельзя - останутся разводы, пятна.

Теперь изберите тот контур, который должен остаться белым и возьмите кисточку в руки. Зажгите свечку, и когда натопится воск, акукратно окуните кисть в воск. Кисть может немного подпалиться - ничего страшного, главное не лишить её вообще волосков - ими то мы и будем наносить воск на яйцо. Поднесите яйцо поближе к свечке и теперь уверенными и быстрыми движениями наносите воск на выбранный контур. Воск стынет очень быстро, поэтому найдите точку поближе к огню!

Когда контур готов, аккуратно, чтобы не разбить, опустите яйцо в краситель. Например в зелёный. Пусть яйцо полежит там минутку. От времени зависит интенсивность цвета - пораньше вынете - будет светло-зелёное яйцо. Попозже - более насыщенное.

Пора доставать - выложите яйцо на чистую сухую тряпочку и оботрите его. Теперь снова берём кисть в руки и наносим новый контур. У нас уже есть на зелёном фоне белый узор, а теперь мы будем сохранять зелёный контур. После того как нанесли воск, опускаем яйцо в другой цвет. Например красный.

Предложенные нами красители хороши тем, что они перекрывают предыдущий цвет. То есть в нашем случае зелёный останется только под воском, а само яйцо станет чудесного красного цвета, а не смесь красный с зелёным. И так далее - пока вы не посчитаете рисунок завершённым. Опускайте в разные цвета, наносите новые контуры. Но не очень увлекайтесь. Поначалу, лучше не использовать более 4 цветов. Иначе, вы рискуете получить яйцо серо-бур-малинового цвета!
Теперь яйцо почти готово. Осталось снять воск. Нужна наверное ещё одна чистая тряпочка. Ну или можно взять первую, если она не сильно запачкана. Поднесите яйцо близко к огню, сбоку (если сверху, может появиться копоть), так чтобы пламя облизывало яйцо и воск стал стекать. Теперь быстро вытрите нагретое место тряпочкой. Снова к огню - воск потёк - снова протереть бочок о тряпочку. И так пока яйцо не станет совершенно без воска.

Посмотреть технологию более подробно можно здесь.

БЫСТРЫЕ КОММЕНТАРИИ (3)
кстати:
Да, красить яйца это очень древний славянский обычай. Кстати, в древних еврейских общинах яйца не красили...
ДАЛЕЕ ПО ТЕМЕ:
ПИСАНКА-КРАШЕНКА
Существует древний обычай расписывать на ПАСХЕТЪ крашенки, писанки, суть в том что куриное яйцо(символ жизни) расписывают красками по определенной технике.

ПИСАНКА-ОБЕРЕГ

Писанки с мережками
Стали обережками,
В них мечта записана,
Зло сбивает писанка.

Писанки имеют сотни символов, значений-оберегов. Они защитят от черной злобы и Зависти, от крови и разлуки, от болезней и голода...
Нет, пожалуй, ни одного доброго пожелания, которое нельзя было бы выразить рисунком писанок.
Символика рисунка:
Ласточки- приход весны;
Спираль-знак жизни(дарили пожилым людям);
Зеленые сердечки- жар любви(девушки дарили парням);
Рушничок - для дочери, чтобы удачно вышла замуж;
Яблочко, цветы- на рождение девочки;
Петушиный гребешок-защита от несчастья...

Символика цвета
Красный- цвет огня, радости.
Желтый - посвящается солнцу.
Черный - цвет земли.
Коричневый - плодородие земли.

Детям до совершеннолетия дарили только красные или зеленые писанки. Юная душа должна с начало окрепнуть, получить силу.
Соберитесь в праздник вместе всей семьей. Подарите ближним писанки с добрыми пожеланиями.

ЯЙЦО-ПИСАНКА
Красить яичко- древний обычай, уходящий в глубочайшую даль веков древних славян. Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце.
По преданиям, писанки-это звезды, рожденные ЛАДОЙ-Богородицей. Один раз в году выпадала славянской женщине великая честь предоставлять Богородицу на земле.
В четверг, в час предрассветный в выносила она на порог волшебное прялице и пряла нить, днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для красок брала в тритейник вечером из семи родников. Домой несла молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливала сушеные травы, лепестки цветков, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь. Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском писалось обращение к Богам.
Яйца для писанок годились лишь те, что были снесены между двумя лунными месяцами. Настоящая Великоденская писанка сохраняла жизненную силу целую неделю: не протухала и не высыхала.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску \"яблоньку\" и держалось в ней в течении некоторого времени, пока читались гимны-обращения к Богам. Каждыйцвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные, мрачные колобки. Их опускали
в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился и рождалась писанка, как рождается солнышко из темноты ночи.
Писанки клали венчиком вокруг кулича - для Богов и Предков, на блюдо с зеркальной поверхностью - для людей, а крашенки на проросшем овсе -для родителей.

Первую писанку делали для Богов и Предков (в данном случае писанку можно делать из деревянного яйца).

Вторую - для родителей.

Третья писанка -закликание Весны.

Четвертая писанка - узор на богатство и достаток в Роду.

Продавать писанку было нельзя, даровать - значило честь оказывать.

ДАЛЕЕ ПО ТЕМЕ:
Искусство писанки - искусство обрядовое, именно тем оно и прекрасно. Техника росписи куриного яйца с помощью воска и красок чрезвычайно проста. Успех во многом зависит от совершенства инструмента и правильной постановки пишущей руки. Приготовление писанок само по себе уже праздник. Во время росписи яйцо из белого постепенно превращается в черное, но стоит его поднести к огню, как воск на скорлупке начинает таять, обнажая восхитительную игру цвета и линий. Внезапное появление узора из черноты заставляет улыбнуться: чувство восторга при этом так сильно, что, желая испытать его снова и снова, человек невольно принимается за вторую, третью, четвертую писанку...
Орнаменты писанок имеют свою строгую логику. Зная законы письма, понимая содержание традиции, имея перед глазами классические образцы узоров, можно создать свою, неповторимую писанку.
Обрядовое почитание писанки связано с почитанием Лады - Богини любви, красоты, Свадебы. Это чудесное расписное яйцо изначально создавалось как оберег Рода, эмблема сватовства, магический Коляды Даръ, обеспечивающий связь времен и поколений.
Традиция писанки принадлежит Славянам, искусство обрядовой росписи куриного яйца в науке принято считать первобытным, крестьянским, занятием сугубо женским, связанным с магией плодородия...
В старину считалось, что для приготовления писанок годятся только первородные, непременно оплодотворенные, яйца молоденьких курочек, снесенные в первое весеннее новолуние. Кроме яиц, нужны были чистый пчелиный воск, непочатая вода, живой огонь, новые кистки для росписи воском, новые салфетки, новые глиняные горшки, а также зелье для извлечения красок.
Непочатую, \"немую\" воду полагалось брать до зари, молча, втайне, из семи, а то и девяти источников или там, где три потока сливаются в один; черпать следовало новой посудой, вдоль течения. Удачей было получить воду из мартовского снега.
Красильное зелье раскладывалось по горшочкам, заливалось водой, несколько часов настаивалось, а затем еще на два-три часа помещалось в теплую печь.
Изготовление кисток было делом самой хозяйки дома. Чащевсего кисткой служило птичье перо, соломинка, разломанная надвое, петушиная вильчатая кость. Позже это была трубочка, закрепленная с помощью пакли, ниток или тоненькой проволочки на деревянном держачке - березовом или терновом. К предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой мастерицы, не смел прикасаться.
Приготовление писанок начиналось, когда отмыкались все подземные родники и колодцы, рушился лед на реке и просыпалась пчела. Считалось, что вода земная отмыкает воду небесную... В этот день принято было печь специальный хлеб свастичной символики и расписывать писанки для пчелы.
В этот же день люди пекли к Празднику перепечи... В доме пахло свежим хлебом, настоями трав - лугами, лесами, медами, цветущим садом... Мастерица садилась у печи и, макая кистку в растопленный воск, выводила на скорлупке яйца таинственные знаки. Душа ее была полна добрых и светлых чувств, наилучших пожеланий родным и близким - всем тем, кому писанки предназначались.
Крашение расписанных воском яиц начиналось с первым ударом грома или колокола. Окунув яйцо в желтую краску, \"яблоньку\", приготовленную из коры дикой молодой яблони, женщина шепотом трижды произносила заговор. Яйца, окрашенные в желтый цвет, она снова расписывала воском, защищая таким образом части орнамента, которые должны быть желтыми, затем продолжала крашение, но уже в красной краске, и покрывала воском на сей раз те части узора, что должны быть красными, после чего погружала яйца в краску черного цвета, приготовленную из кваса, коры ольхи и ржавого железа. Черная краска готовилась две недели, а яйца выдерживались в ней четырнадцать часов.
После крашения, растопив воск на яйцах (можно над свечой, в духовке, в горячей воде), мастерица бережно вытирала готовые писанки новенькой полотняной салфеткой. Восковое письмо переходило на полотно, и салфетка обретала чудодейственную силу оберега.
Предназначались писанки лишь для дарения. Неряшливо расписанное яйцо божественной силы не имело. Такое подношение считалось оскорблением. Не разрешалось дарить писанки тем, кто ведет кочевой образ жизни, не дарились писанки и тем, с кем семья не желала иметь родства. Писанками нельзя было поминать мертвых. Для разговения и поминовения усопших, для ритуальных игр в \"битка\" и \"катка\" служили крашенки. Крашенка - яйцо вареное, писанка - непременно сырое. Разбитая писанка грозила засухой. Если писанку случалось разбить, то скорлупку следовало тотчас измельчить и закопать в землю или же бросить в воду.

Кстати, кулич, который сейчас пекут Христиане на Пасху, у нас назывался БАБА.

Писанка мастерицы Марии Минситовой (г. Барнаул)
18.04.2010 г.Творчество

Мастерица Мария Минситова родом из г. Барнаул Алтайского края. Мастер изготовления славянской писанки, обрядовых и этнографических кукол.
Виды творчества: Роспись, Разности, Сувениры, подарки, Игрушки, Декор, Вышивка, Русский стиль

Превращать обычное куриное яйцо в волшебное молодильное яблочко - писанку в старину умела каждая славянская женщина. Хранительница домашнего очага должна была из года в год «обновлять мир». Для этого святого дела ей, кроме яиц, нужны были: непочатая вода, непочатый огонь, новые горшки, новая полотняная салфетка, пчелиный воск, свеча, краски, разломанная надвое косточка-вилка, взятая из петушиной грудки. Непочатый огонь добывал хозяин дома, непочатую воду хозяйка брала в полночь из семи родников. Краски добывали из лепестков цветов, коры, кореньев и листьев деревьев. Узор мастерицы не придумывали, а списывали с прошлогодних писанок. А к предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой хозяйки, не имел право даже прикасаться.
Так писали писанки наши далекие предки, наши прабабушки. Этой традиции насчитывается уже около 8 тыс. лет. Конечно же, со временем правила писания писанок упростились. Вода простая, кипяченая, писачок - специально изготовленный в виде небольшой металлической воронки, а краски берутся как «от Бога, так и от людей». Но традиция прошла все трудности и смогла выжить. На рубеже 19-20 веков были по крупицам собраны уникальные коллекции народных писанок (правда, во время войны многие коллекции были утрачены). Также сейчас восстанавливаются коллекции известных русских мастериц буквально по описанию писанок.
Многие, видя писанку, принимают ее либо за деревянное расписное яйцо, либо за крашенку к Пасхе. С приходом христианства на Русь писанка стала пасхальным яйцом. Новый цикл писания мастерица начинала с чистого четверга. Но писанку отличает от пасхальных яиц и то, что яйцо сырое, и магические знаки в орнаменте, и восковой способ нанесения узоров, и видимое движения в рисунке. Ее орнаменты - священные письмена: молитвы, колядки, законы Божий, которым не одна тысяча лет. Когда-то на Руси были хранильники, которые занимались изготовлением оберегов. Писанка - один из таких оберегов. К ней было такое же почтение, как сейчас к иконе и крестику.
Писанки писались и дарились любимым людям, детям, родственникам. Хозяин дома весной под главный улей клал две писанки, чтобы они охраняли пчел, и чтобы год был плодородным, писанку закапывали на поле перед тем, как его вспахать, писанку катали по телам животных, когда тех выводили впервые на пастбище. Девушки дарили парням платок с писанками, и если парню нравилась девушка, то он писанки забирал себе, а платок наполнял угощениями и подарками. Страдающие бесплодием женщины дарили писанки детям в надежде, что Господь пошлет им ребенка.
Писанка - символ мира, его устройства, символ возрождения, символ жизни, весны, любви. И все это выражено в узорах писанок. Узоры эти возникли еще до христианства, когда народ почитал природу и пребывал под ее властью. В глубине столетий наши предки праздновали великий весенний праздник пробуждения природы после долгого зимнего сна, победы добра над злом, света и тепла над тьмой.
Оказывается, традиция украшать яйца более древняя, чем христианский пасхальный обычай. При раскопках под Новгородом было найдено раскрашенное яйцо, и спектральный анализ показал, что возраст его более пяти тысяч лет. Об этом мне рассказали в мастерской женских ремёсел "Десятиручка" в селе Чепош Чемальского района, где сегодня неравнодушные люди занимаются возрождением традиций русской культуры и возрождением искусства росписи славянской писанки.
Роспись на скорлупе яйца - сложная композиция из символов, знаков и сочетаний цветов, которая несёт в себе определённый сакральный смысл. Это обрядовая традиция славянской писанки.
Для писанки годится только сырое яйцо. В быту у нас такая роспись не сохранилась, а вот на Украине традиция писанки жива до сих пор. В Прикарпатье находится единственный в мире музей пасхальных яиц, а в гуцульских семьях (племя русинов в Карпатах) мастерство в изготовлении писанки до сих пор передается из поколения в поколение. Гуцулы считают, что раскрашивание пасхальных яиц вносит в мир гармонию, предотвращает конец света. Живёт на Гуцульщине и такая легенда: закованный в цепи в аду сатана-Ирод спрашивает каждого умершего грешника, который попадает в пекло: "Пишут ли ещё писанки? Есть ли ещё на свете Великдень?". Считается, что, если люди перестанут раскрашивать яйца к Пасхе и почитать пасхальные праздники, сатана вырвется из своих цепей и наступит конец света.
В прежние времена писанки присутствовали в жизни человека от рождения до смерти. Женщина, когда ждала ребёнка, готовила писанку и клала её в колыбельку, для того чтобы в ней не поселились злые духи. Яйца расписывали в течение всего года - когда пашню распахивали, на землю клали писанку с изображением символов плодородия. Существовали целительские писанки. По христианскому обычаю на Пасху их освящали в церкви и хранили в божнице весь год.
Писанки не выбрасывались на помойку, к ним относились очень бережно. Если с ними что-то случалось, например, ломались или трещина появлялась, их закапывали в землю, сжигали или пускали по воде.
Тех, кто занимается росписью яиц славянской писанкой, называют писанчарки, и настоящая мастерица рисует сразу, не нанося предварительных контуров.
Среди обязательных моментов прошедший сквозь тысячелетия - обряд приготовления красок. Рано утром в чистый четверг женщина выходила из дому и набирала воду из семи источников, на ней и разводились краски. Убиралась в доме, мыла детей, укладывала их спать и садилась за писанки.
Писала для каждого члена семьи, для родственника с пожеланиями чего-то хорошего. Писанка с изображением рака - на привлечение достатка, богатства. Цветы - женщине, которая хотела иметь детей, ёлочки - на здоровье, звёзды - на удачу. Для детей писанки окрашивали рисунком жёлто-зелёных тонов. От этих символов, передававшихся из поколения в поколение, отступать было нельзя. Всё то из символов, что человек придумывал сам, уже не было писанкой. Называлось малеванка либо малявинка, и никакой силы в себе такое яйцо не несло. Раньше красили натуральные лебяжьи, гусиные, утиные, куриные, голубиные и даже яйца малиновки (около полутора сантиметров в диаметре). Их покрывали позолотой, а потом расписывали яркими красками, орнаментальными и растительными узорами. Вот так и появились яйца-подарки для особо важных сановников и для членов царской семьи придворного ювелира Карла Фаберже.

Пасхальные, расписанные красками яйца так и назывались - писанками. Слово это имеет и второе значение. Писанка (на санскрите "писанга") означает "красивый, яркий". Представляете, из какой глубины веков идет этот обычай? Яйца красили по всей Руси. Наиболее красивые писанки делали в южных областях, на нынешней Украине. Сам процесс росписи писанки раньше считался магическим обрядовым действием.

Писанки на Руси никогда не делали для себя, а только для подарка. Если учесть, сколько родных было в те времена у человека и как тесно люди общались между собой, то росписью яиц иногда занималась вся семья, только бы никого не забыть, не обидеть. Даря писанку, человек как бы говорил: вот, я желаю тебе счастья и здоровья. Были и мастера росписи по яйцам, назывались они писанкарями и имели свои секреты. Ведь научиться расписывать яйца так, чтобы люди ахали, не так уж и просто. Так что секреты берегли.

Сегодня мы просто опускаем яйцо в краску или в лучшем случае делаем на нем красочные разводы, а раньше яйца расписывали символами, геометрическими фигурами - магическими знаками. Отбирали яйца для писанок очень строго. Не допускались не только некрасивые по форме или окрасу яйца, нельзя было даже брать яйца от старой птицы - только от молоденьких здоровых курочек, и яйца должны были быть оплодотворенными.

Сначала скорлупу обезжиривали и протравливали, для чего использовали уксус или квасцы, а потом яйца погружали в краску, в основном растительную. Расписывали яйца специальным писачком - приспособлением с полостью внутри. Использовали пчелиный воск, белые салфетки для полировки яиц. Каждая хозяйка готовила кисти самостоятельно: это могло быть полое перышко птицы, обрезанное сверху, соломина, трубчатая косточка петуха, прикрепленная к деревянному держателю.

Начинали красить яйцо с желтой краски, которую называли "яблонькой", потому что делали из корней молодой яблони, потом красили красной краской и завершали окрашивание черной краской. Между этапами крашения каждый новый слой записывался воском, чтобы сохранить задуманный рисунок. Последний слой требовал наиболее интенсивного окрашивания, и яйца держали в краске 14 часов. Потом, вынув из краски готовое яйцо, его бережно протирали, полировали белой полотняной салфеткой, стирая восковые слои.

Крашеные яйца хранили на самых заметных в доме местах: ставили их на полочки, клали под иконы, а то и гирляндой иконы обвешивали. На протяжении всей пасхальной недели соседи и родственники ходили друг к другу в гости и дарили свои писанки.

Писанки — не единственный вид магических яиц, распространенный на Украине. Есть еще одна разновидность, называемая «крашенки». Эти яйца варили вкрутую, красили в какой-либо цвет и торжественно съедали на рассвете пасхального воскресенья. Название «крашенки» происходит от слова «красить», а «писанки» — от слова «писать» (то есть расписывать, наносить узоры). Крашенки сварены вкрутую и предназначены для еды, в то время как писанки оставляют сырыми, чтобы сохранить их магию плодородия.

Крашенки красят в один-единственный цвет, обычно в красный, а писанки покрываются рисунками и окрашиваются в разные цвета.

Существуют разные виды таких яиц:
Крашенка - одноцветное.
Крапанка - с однотонным фоном, на который нанесены пятна, полоски, крапинки.
Дряпанка - яйцо, на котором после окрашивания был процарапан узор металлическим острием.
Малеванка - яйцо, расписанное своим придуманным узором.
Писанка - яйцо, раскрашенное орнаментальным или сюжетным узором в соответствии с традиционными образцами, которые передаются из поколения в поколение. На холодном яйце выводят узоры горячим воском, потом погружают его в разведенную краску. Затем делают новый узор воском и макают в другую краску, и так далее. Когда все узоры нанесены, воск удаляют.
Яйчата - яйца из дерева, фарфора, бисера, глины и т. д.

Писанки — это магические амулеты, дарующие защиту и плодовитость. Бездетной женщине дарили писанку с изображением курицы.

Чтобы получить обильный урожай, в первую и последнюю борозду поля закапывали яйца с изображением пшеничных колосьев и земледельческим орнаментом. Для защиты от пожара в дрме хранили писанки с голубым и зеленым орнаментом в виде меандра.

Если пожар все-таки разгорался, писанки обносились вокруг него, чтобы не дать огню распространиться.

Крашенки тоже имели магическое применение. Основной их задачей было исцеление путем переноса. Больной носил такое яйцо на шее подвешенным на нитке, и оно впитывало в себя хворь. Чтобы предотвратить заражение крови, нужно было коснуться человека освященным яйцом. Яйцо, положенное под улей, не давало пчелам покинуть его и увеличивало медоносность. Перед засевом поля в него закапывали яйцо, завернутое в зеленый овес, в качестве амулета плодородия. Когда строился новый дом, над дверными проемами вешали амулеты из красных крашенок, украшенных кисточками из пшеницы, чтобы умилостивить духов, которые могли быть потревожены, а фактически — попросить их о защите.

По преданиям, писанки - это звезды, рожденные Богородицей-Пчелой. Один раз в году выпадала славянской женщине великая честь представлять Богородицу на земле. В Чистый Четверг, в час предрассветный выносила она на порог волшебное пряслице и пряла шерстяную нить, вращая веретено противусолонь: вязала «завязь» - золотой зародыш жизни. Днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для красок брала в среду вечером из семи родников или криниц, за течением - в честь семи звезд Плеяд созвездия Тельца, где, по преданиям, обитал сам Творец. Домой несла молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливала сушеные травы, лепестки цветов, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь.

Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском с помощью косточки-вилки, взятой из петушиной грудки, писалось письмо Богу. Яйца для писанок годились лишь те, что были снесены между двумя лунными месяцами. Настоящая великоденская писанка сохраняла жизненную силу до следующего Чистого Четверга: не протухала и не высыхала.

Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску, «яблоньку», и держалось в ней в течение «трех отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.

Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича - для Бога, на блюдо с зерном - для людей, а крашенки на проросшем овсе - то для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.

Основные цвета орнамента: черный, красный, желтый, зеленый. Черная (Ряба) Курочка снесла светоносное золотое яйцо, из которого родилась Вселенная. Черна земля, сбросившая белую фату зимы. Великдень красный, Егорий - зеленый, Купала - золотой (желтый).

Писанка отмыкала сердце для любви, придавала силу плодородия, защищала от сглазу и порчи, наговоров, болезней, стихийного бедствия, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай. Ее держали в доме, как икону. Дарением писанки скреплялось родство. Через писанку шла передача душевного тепла от человека к человеку, шла передача священных знаний от поколения к поколению. Продавать писанку - непростительный грех, даровать - значило честь оказывать.

Известный исследователь писанки действительный член российского императорского географического общества С.К. Кулжинский оставил нам сведения об оренбургской, самарской, уфимской, тульской, кубанской, воронежской писанке. В конце XIX века помещица Е. Скаржинская собрала для своего этнографического музея в Лубнах более 2000 писанок и среди них - курские, из великорусских деревень, красоты необычайной и очень тонкой работы. Славянина можно узнать по писанке, как по родимому пятнышку. Ее уже пишут в Сибири и на Урале, в Ярославле и Твери, в Москве и Санкт-Петербурге...

Как написать писанку

Роспись яиц - процесс творческий. Во-первых, удивительное ощущение возникает уже потому, что вы держите в руке начало жизни - яйцо, тяжелое, прохладное, словно дышащее изнутри. А когда вы его расписываете, постепенно делая все более и более темным, вы перестаете видеть уже нарисованные знаки. Перед вами только равномерное черное сияние. Но стоит нагреть темное яйцо - воск разойдется и сквозь него, как сквозь магическое стекло, начнут проступать яркие знаки.

Перед нанесением рисунка яйца обязательно вымойте, но делайте это очень осторожно, чтобы не повредить скорлупу. Проще всего расписывать вареные яйца. В этом случае отварите их в воде с добавлением 1 столовой ложки соли на 2 литра воды. Достаньте по одному и разложите на чистом полотенце для остывания. Можно расписывать и полые яйца, то есть выдутые, без содержимого. Такие яйца дольше хранятся, они своего рода "вечная писанка".

Для росписи желательно использовать природные краски. Желтая краска готовится из корней молодой яблони, побегов тополя, луковой шелухи, корня крапивы, цветков ромашки и других растений. Синюю и фиолетовую краску можно сделать из шелухи подсолнуховых семечек, цветков мальвы, а также ягод черники и бузины. Зеленую краску в чистом (то есть несмешанном) виде получают из листьев ландыша, крапивы, коры ясеня и крушины. Красную краску делают из ягод черемухи, цветков и семян зверобоя. Коричневую готовят из коры яблони, дуба, крушины. Черную изготавливают из корней ольхи.

Все растительные краски готовьте только в эмалированной посуде. Залейте сырье на 5- 6 часов холодной водой, после чего кипятите на медленном огне: листья - 40 минут, цветы - 30 минут, кору - 3 часа. Готовый отвар процедите и добавьте в него 1 чайную ложку алюмокалиевых квасцов. Срок окраски - от 10 минут до 14 часов. Готовые красители используются так, как указано на упаковке.

Красят яйца, погружая их в краску. Если вы используете анилиновые красители, то не держите в них яйца длительное время: краска глубоко проникает в слой яйца и разрушает структуру скорлупы. Максимальное время погружения - 5 минут для пищевого красителя, 3 минуты - для анилинового. Нельзя опускать покрытые воском яйца в горячую воду - только в теплую. Варить писанки вообще нельзя.

Традиционные цвета писанки - белый, желтый, красный и черный. Начинают окрашивание с белого и завершают черным. Допустимо использовать коричневый, зеленый, фиолетовый, лиловый цвета, но тогда яйцо уже называется малеванкой. В Процессе окрашивания слои краски смешиваются, поэтому нужно знать, как накладывается новая краска на существующий уже слой. Растопленный воск снимают с писанки при помощи полотняной салфетки. При постоянном использовании салфетка пропитывается воском и хорошо полирует скорлупу.

Лучше всего работать с пчелиным воском, но можно и с парафином. А выдутое яйцо укрепляют изнутри именно горячим парафином вводят его внутрь при помощи обычного шприца.

Белые яйца вымойте в кипяченой воде комнатной температуры и обсушите на полотенце.

Вымойте тщательно руки с мылом. Возьмите яйцо в левую руку, а карандаш - в правую. Мизинцем правой руки поддерживайте равновесие яйца и карандашом делите его поверхность на поля. Яйцо при этом вращайте к себе, а линию ведите от себя. Положение карандаша старайтесь не менять. В полях распределите орнамент писанки.Нанесите рисунок на яйцо: сначала простым мягким карандашом, а затем - воском. Воск по рисунку наносят разными способами - кистями, спичками, соломинами, перьями. Кисть для воска - писачок - можно сделать из металлической фольги, свернув ее в воронкообразную трубочку длиной 1-1,5 см. Трубочка крепится тонкой проволокой к деревянному держателю диаметром 8 мм и длиной 10- 12 см. Но лучше всего пользоваться латунными кистями с тонким и удобным наконечником. Вам потребуется несколько кистей разной толщины (если вы хотите получить рисунок с разной толщиной линий): их ставят в расплавленный воск и берут оттуда по мере надобности.

Работают писачком так: нагревают кисть на огне (свечка, горелка) и заполняют воском. Яйцо берут в левую руку, а писачок - в правую, локти прижаты к телу, чтобы была опора, мизинцем правой руки опираются на скорлупу, а пальцами левой вращают яйцо. Яйцо вращают на себя, а линии ведут от себя. Вполне вероятно, что сперва у вас ничего не получится, но постепенно вы освоите это искусство.

Запомните: сначала наносите рисунок на белую поверхность яйца горячим воском (по карандашным наметкам). После этого кладете яйцо в краску. Следите, чтобы температура воды не превышала 40° С (иначе воск растает), а цвет краски был самым светлым, то есть желтым. Затем яйцо вновь покрываете воском и опускаете в более темную краску (рыжую, красную). Играйте с цветами и узорами - роспись яйца зависит от вашей фантазии. После того как получили нужные цвета и узоры, снимите воск. Для этого поместите яйцо на несколько минут в печь или поднесите его к язычку свечи и снимите растаявший воск бумажной салфеткой. Готовую писанку можно протереть подсолнечным маслом, придав ей большую яркость и блеск.

Если вам сложно рисовать магические символы, можете сделать не писанку, а крашенку. Для изготовления крашенки писачок не нужен. Нужна свечка. Яйцо во время росписи просто покрывают капельками и потеками воска. Вращайте яйцо вокруг оси и капайте на него воск прямо со свечки. Начинайте с белого цвета: закапайте яйцо воском и погрузите в желтую краску, потом закапайте еще и покрасьте яйцо в зеленый цвет, снова закапайте и положите в темно-синюю краску. А когда после снятия воска все слои откроются, можете дорисовать каплям недостающие детали и получить магические символы - рыбу, птицу, цветок, дерево, бабочку.

Если вы начнете красить не с белого, а с желтого цвета, то получите магическую мученую крашенку. Капельки воска нужно спускать так, чтобы образовывались чешуйки: каждый раз закрашивается часть капли, и они как бы накладываются частично друг на друга. В конце яйцо погрузите не в темную краску, а в воду с уксусом (пропорция 1:1). Потом яйцо вымойте с мылом в холодной воде, растопите воск и снимите его салфеткой. Все яйцо будет покрыто разноцветными горошинками.

Можно расписывать яйца при помощи одной краски и "печаток" из воска, в результате получая крашенки с клинышками, запятыми, точками или линиями. Все это тоже магические знаки. Но если вы делаете обрядовую писанку, то придерживайтесь правил. Орнамент писанки строится на известном нам уже вращении креста вокруг центра, из-за чего образуются знакомые фигуры: круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, колеса с восемью спицами. Эти символы в яйце могут быть как основой росписи (то есть яйцо изображает один из символов, а остальные выстраиваются внутри этого символа), либо входить в состав орнамента. Вот несколько примеров символов, используемых при росписи писанок:

Готовые писанки натрите как следует несоленым салом. Лаком не покрывать! Хранить в тени, в хорошо проветриваемом помещении.

У каждой мастерицы был свой репертуар божественного письма писанки. Письмо передавалось от поколения к поколению, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Символы писанок имеют божественную силу. Так учили меня, так вам говорю, так скажете своим детям, когда будете их учить писать писанку.

Для любых предложений по сайту: [email protected]