Митя борисов ресторатор личная жизнь. Дмитрий борисов. А какой срок окупаемости ресторанов сейчас

Митя борисов ресторатор личная жизнь. Дмитрий борисов. А какой срок окупаемости ресторанов сейчас

Ксения Раппопорт вышла замуж за Дмитрия Борисова. ФОТО

41-летняя актриса Ксения Раппопорт тайно вышла замуж за 39-летнего владельца сети ресторанов «Жан-Жак» и «Джон Донн» Дмитрия Борисова.

Известная российская актриса Ксения Раппопорт вышла замуж за известного ресторатора Митю Борисова.

В прошлом году Ксения рассталась с актером Юрием Колокольниковым, от которого она имеет 5-летнюю дочь Соню. Кроме того, у Раппопорт есть 21-летняя дочь Аглая-Дарья (тоже актриса - звезда сериала «Интерны») от брака с бизнесменом Виктором Тарасовым.

С московским бизнесменом Дмитрием Борисовым актриса закрутила роман в середине прошлого года.

Слухи о разводе Раппопорт и Колокольникова ходили давно. Так, в августе прошлого года Раппопорт не прилетела на фестиваль в Выборге, где Юрий представлял свою дебютную режиссерскую работу «Мама дарагая!», в которой снял гражданскую жену.

Раппопорт и Борисов сейчас живут в Санкт-Петербурге, куда ресторатор перебрался ради актрисы, которая служит в Малом драматическом театре. Владелец сети ресторанов «Жан-Жак» и «Джон Донн» недавно открыл в Питере новое заведение - ресторан «Рубинштейн».

"Они официально женаты, но афишировать не хотят. Мы с Димой знакомы девятнадцать лет, он пригласил меня на открытие «Рубинштейна», где, конечно, был вместе с Ксенией", - рассказал журналистам лидер группы «АукцЫон» Леонид Федоров.

Друзья Борисова также сообщили, что ради Ксении он перебрался в Питер из Москвы, оставив в столице бывшую жену, 30-летнюю художницу Марусю Севастьянову, и 10-летнюю дочь.

Дмитрий Вадимович Борисов родился в Москве. Отец - Вадим Борисов - известный историк. Дмитрий учился на исторический факультет РГГУ, но на 3 курсе (в 20 лет) оставил учебу.

Как совладелец продюсерской компании (совместно с Дмитрием Ицковичем), работал с группами «Ленинград», «Вопли Видоплясова», «АукцыонЪ». В 2004-м вместе с Евгением Гиндилисом основал кинокомпанию «ТВИНДИ».

Участвовал как основатель и (со)владелец в организации клуба «Проект ОГИ», Объединенного гуманитарного издательства (ОГИ), клуба «Апшу» (вместе с сестрами и Д. Ямпольским).

В 2007-м стал креативным директором журнала «Большой город».

Основал ресторанную компанию «Буффо», сеть французских кафе «Жан-Жак» и возрожденный клуб «Маяк».

Бывший рекламщик, рантье, повар и владелец семьи ресторанов. Все это вехи биографии Димы Борисова, который после кризиса принял решение вложить $11 млн в свою мечту и запустить «семью ресторанов Димы Борисова». Многие коллеги по цеху шутят, что если постоянно размещать новости, касающиеся открытия нового заведения киевского ресторатора, то ленты новостей будут забиты сообщениями на гастрономическую тему. Дима Борисов любезно согласился пообщаться с обозревателем и рассказал, что для него значит ресторан, почему он верит только в персонифицированное общение в социальных сетях, что нужно делать для раскрутки заведения, а также какие сервисы стоит использовать в этих целях.

Почему ты решил заняться ресторанным бизнесом? Тебя можно назвать профильным инвестором, который понимает на какие идет риски или ценителем хорошей еды, обслуживания и сервировки?

Ресторан нельзя назвать бизнесом. Да, какие-то деньги генерируются, соблюдаются нормы рентабельности. Это живой организм, который очень зыбок с точки зрения фидбека от гостей. До недавнего времени в Украине можно было вложить $1 млн в ресторан, который будет входит в сеть и ждать возврата инвестиций от 5 до 10 лет, ведь 50% всего операционного дохода переходит владельцам сети. Результат по рынку показал, что это не эффективно. Зарабатывают все вокруг, кроме инвесторов. Согласно мировой практике, 95% ресторанов — семейный бизнес. Это персонифицированный бизнес, когда посетитель идет к конкретному человеку, будь он владельцем или поваром. Для меня это любимое дело. Я пришел в ресторан, потому что я с детства погружен в гастрономию и в итоге стал поваром. Мои гастрономические вкусы воспитывала бабушка. Мне нравилось высаживать различные культуры, углубленно подходить к этому процессу и наслаждаться этим делом.

Я не просто так пришел в ресторанный бизнес. На момент кризисного 2008 года у меня было около $11 млн «условного капитала». Я активно занимался недвижимостью, строил коттеджные городки. Когда грянул кризис, заниматься было нечем. Тогда я принял решение бросить все силы на любимое дело, которое я постоянно откладывал. Практически год мы с друзьями устраивали вечеринки у меня в доме на Осокорках, много друзей, я готовлю. В какой-то момент жена начала давать по шапке и поэтому, я в феврале 2010 года открыл ресторан «Барсук» . Я повар, и строю всю концепцию ресторана вокруг ресторана, а не ресторанного проекта.

Сколько ресторанов входят в «семью ресторанов Димы Борисова»?

В данный момент действует «Барсук», Foodtourist , GastroRock , «Ботсад» , Oxota Na Ovets , BabyRock , Pivbar. Есть фундаментальные вещи, которые в моем восприятии, должны быть в ресторане. Во-первых, это персонификация. Ты знаешь к кому идешь. Все знают моих шефов, все знают Диму Борисова. Так можно работать, если у тебя в управлении до 10 ресторанов. В Киеве у меня однозначно не будет более десяти ресторанов, хотя нереализованных форматов у нас более 20. Во-вторых, уникальное гастрономическое меню. К примеру, в Foodtourist можно заказать борщ в кочане капусты. Это фундамент с маркетинговым подходом, когда ты четко работаешь со спросом и аудиторией. Ресторан – это твой дом, а гости – твои друзья.

Ты уже ощущаешь возврат инвестиций?

Да, конечно. Раньше говорили что ресторан «раскручивается» 3-6 месяцев. Фигня это все. На самом деле уже в первый месяц ты получаешь плановые показатели. Если говорить об Oxota Na Ovets, то возврат инвестиций запланирован через год после открытия. Что касается остальных заведений, то этот срок – полгода. Средняя рентабельность ресторана по украинскому рынку составляет менее 15%. У меня она существенно выше, потому что 90% продуктов я выращиваю сам.

Когда ты планировал заниматься раскруткой своих ресторанов, позиционировались ли социальные сети в качестве основного канала коммуникации с аудиторией?

Не позиционировались и не позиционируются. Для меня Facebook – это мой онлайн-дневник и персонифицированная коммуникация с друзьями и подписчиками. Я никогда не поверю в то, что Facebook может эффективно работать как канал коммуникации. Я не готов отдать общение на аутсортинг digital-агентствам, которые не говорят моим языком. В этом нет смысла. На следующий день меня забанит половина френдов, потому что увидит по запятой, что это не Дима Борисов. Утопичность рекламистов, которые после смерти рекламного рынка переметнулись в digital, заключается в том, что они впаривают брендам псевдо-коммуникационный канал. Это не работает, потому что сила соцсети в том, что это персональная коммуникация между двумя личностями. Почему активно развивается Facebook? Потому что это честность на 100%. Эффективная коммуникация с использованием соцсети – это только честная, персональная коммуникация с френдом. Так произошло, что мне нравится описывать свою жизнь, постоянно быть на связи, пользоваться гаджетами. Я просто описываю свою жизнь. Это же является возможностью пригласить гостей к себе в рестораны.

В Facebook у тебя 4,9 тыс друзей и 3,7 тыс подписчиков. Этой аудитории достаточно для того, чтобы наполнять «рестораны семьи Димы Борисова»?

Весной этого года я решил заморочиться и сделать репрезентативную выборку по ресторанам, которые на тот момент были открыты. У меня получился показатель в 17% гостей, которые знают Диму Борисова, следят за его аккаунтами в соцсетях и посещают его заведения. Думаю сейчас эта цифра еще меньше. В ресторане Oxota Na Ovets, 98% людей шарахаются, когда я с ними здороваюсь. Они не знают кто я. Это звезды, политики, которые приходят ко мне благодаря сарафанному радио. К сожалению, по таким фундаментальным ценностям, как персонификация и продуманная стратегия на годы, среди настоящих ресторанов нет конкурентной среды. Мои условные конкуренты – это Савелий Либкин и Сергей Гусовский. Так как только они по-настоящему искренне общаются со своими гостями, они публичны и в рестораны ходят к ним. Но мы в разных городах и в разных сегментах работаем.


Но 17%, это мало…

Согласен. Остальные гости приходят по рекомендациям. Также у меня есть прослойка в 2-3% людей, которые сеют негативную информацию обо мне или моих ресторанах. Иногда, даже никогда не побывав у меня в гостях. Да и в Киеве особо ходить некуда. Везде одни «ресторанные проекты». До открытия «Барсука», я был от силы в 5 ресторанах в Киеве. И то, случайно.

Прибегал ли ты к прямой рекламе?

Нет. Условно промо есть, например – наша совместная программа в вечернем шоу на «Просто Радио» . Или на телеканале «ТЕТ» программа «Крутоны», на которой мы готовим, обсуждаем гастрономические и около гастрономические темы. Да есть смысл коммуницировать, чтобы привлечь гостей, но в прямой рекламе нет смысла, потому что я испытываю проблемы с посадочными местами. Спрос превышает предложение. При этом, ресторан не зарабатывает такие деньги, чтобы тратить их на «псевдо-рекламу».

А как ты относишься к рекламе в социальных сетях?

Я в нее не верю и не вижу в ней смысла, ведь сам формирую маркетинговое сообщение в тот момент когда хочу, с определенной интонацией и контактами, привлекаю тэгом друзей. Если речь идет о бренде массового сегмента, то эта штука работает. Но это не относится к монобрендам и персональным ресторанам.

Сложно не согласиться с тем, что через какое-то время, спрос не будет превышать предложение…

Я так не думаю. Любой продукт, который создается, должен становиться лучше каждый день. Любая стратегия роста должна быть построена на улучшении того, что ты делаешь. Это бесконечность.

В Украине хорошо развита тема скидочных карт. Что ты планируешь внедрять в своих ресторанах?

В Европе этого нет. В данный момент мы запустили специальное мобильное приложение gastroFamily, которое позволяет получить баллы за чек в ресторане. Баллы можно обменять на стакан лимонада, ланч, стейк, бутылку вина, корпоратив и т.д. Приложение будет доступно для всех популярных платформ мобильных телефонов.

Помимо страницы в Facebook, у тебя есть персональный сайт. Через него ты тоже ведешь коммуникацию с аудиторией?

Нет. Сайт выступает в качестве персональной визитки, в которой рассказано обо мне, перечислены сервисы и предоставляемые услуги.

У тебя есть страничка «ВКонтакте»?

Нет. Это совершенно другая аудитория, которая не может позволить себе ходить в рестораны.

Привлекаешь ли ты блоггеров к раскрутке своих ресторанов?

Я работаю только с Темой Травкиным. Для меня он выступает в качестве технического эксперта. Я могу разобраться в собственных страницах на социальных сетях, но существует очень много технических нюансов. Нужно заводить команду технарей, которая будет заниматься этими вопросами. Но, пока мне это не нужно.

То есть раскруткой страниц твоих ресторанов в Facebook никто не занимается?

Нет. Опять же, в социальной сети зашкаливает мое личное присутствие. Все обращаются ко мне и хотят личного общения со мной. Это показатель персонифицированного канала коммуникации. Правда, недавно мы провели эксперимент. В гастро-кафе «Ботсад» живет свинья Настурция, которая ведет коммуникацию с пользователями в Facebook от своего имени Настурсция Ботсадовская. Я вижу, что активность увеличилась. Но это стеб.

Как ты считаешь, привлекателен ли геолокационный сервис Foursquare для ресторанного бизнеса?

Думаю что да. Однако этот сервис рассчитан на новаторов и увеличивает аудиторию всего на 20%. Это очень специфическая аудитория. Большинство посетителей не будут приходить в ресторан для того чтобы зачекиниться и получить наливку. Считаю, что для украинского ресторана Foursquare, как сервис, может быть интересен. Во-первых, он бесплатен. Во-вторых, он заточен на ресторане или продукте. Единственный минус – псевдо ценность. Если ты купил что-то и получил за это бонус – это ценность, а если ты просто отметился, что здесь находишься, нет. В то же время в прошлом году GastroRock был на первом месте по чекинам в украинском Foursquare среди ресторанов.

Существует ли залог успеха у ресторана, который общается с аудиторией посредством социальных сетей?

Существует. Это персональная и честная коммуникация с гостем. Я не представляю, чтобы Стив Джобс посадил кого-то на свою страничку и заставил отвечать на письма и сообщения.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Николай Борисов стал гостем 27го эпизода подкаста “Вокруг Лондона за 40 шагов”. Николай – ресторатор, открывший на прошлой неделе Жан Жак в Лондоне в районе Сохо (45 Frith St). В подкасте говорим об опыте открытия ресторана Jean Jacques в Кэпитале оф Грейт Британ, про грабли, плюсы и минусы ресторанного бизнеса в Лондоне, а также просто про район Сохо.

Эпизод 27 подкаста “Вокруг Лондона за 40 шагов” с Николаем Борисовым

Послушать подкаст можно прямо здесь, нажав на значок Play:) Можно скачать (стрелочка слева от кнопки), а можно открыть в iTunes на телефоне или компе.

В беседе с Николаем Борисовым мы говорим в частности:

– о том, почему он выбрал Сохо для первого ресторана в Лондоне
– о том, что значит открывать ресторан в Лондоне
– про дружелюбность соседей по улице и то, как его познакомили со всеми магазинчиками и ресторанчиками в округе
– про неспешность в оформлении бумаг
– про плюсы и минусы открытия ресторана
– про закупку мебели и подбор персонала для ресторана
– про организацию по спасению Сохо
– про деятельность Бенедикта Камбербетча и Стивена Фрая в отношении Сохо
– про то, почему нельзя снести парковку в Сохо
– о том, почему в Мэйфере есть мясник, а в Сохо нет
– про то, как местные лэндлорды выстраивают и поддерживают города внутри городов
– как видят Жан Жак в Лондоне свою целевую аудиторию
– какие русские рестораны уже пришли в Лондон
– о планах на культурную программу в Жан Жаке в Лондоне и многом другом!

Ресурсы, ссылки и названия в данном эпизоде подкаста:

– Адрес Жан Жака в Лондоне – 45 Frith St, Soho.
– Культовый джазовый клуб – Ronnie Scott
– Медицинская улица (забыл во время записи) – Harley St
– Сайт ресторана Жан Жак http://jeanjacques.com/
– Фейсбук страничка Жан Жака в Лондоне https://www.facebook.com/jeanjacquessoho
– Инстаграм Жан Жака Сохо https://instagram.com/jeanjacquessoho/
– Фейсбук страничка проекта “Вокруг Лондона за 40 шагов” – https://www.facebook.com/Londopolia
– Расписание ближайшие пеших туров – https://www.facebook.com/Londopolia/events или на сайте, если у вас нет Фейсбука http://сайт/tours-schedule
– Фейсбук ведушего, Константина Пинаева – https://www.facebook.com/moscowlondon
– Инстаграм Константина Пинаева (ведущий) https://instagram.com/moscowlondon/
– Другие эпизоды “Вокруг Лондона за 40 шагов” можно всегда послушать на сайт/podcast или просто в iTunes, SoundCloud, если в поиске вбить “Вокруг Лондона”
– по вопросам частного тура по Лондону – пишите на [email protected]
– по вопросам спонсорства подкаста – пишите на [email protected]

О подкасте “Вокруг Лондона за 40 шагов”

Спасибо, что слушали подкаст «Вокруг Лондона за 40 шагов» на этой неделе!

Ваше мнение и оценка очень важны, они помогают развиваться и делать программу лучше!
Заранее благодарен за ваш честный отзыв и оценку подкаста в iTunes . Там надо будет пройти по ссылке в iTunes и оставить свой отзыв, соответственно.

Дмитрия Борисова называют ресторатором, а еще - продюсером, потому что другого слова для того, чем он занимается, не придумали. Борисов - мастер продюсировать общение в заведениях общественного питания. Десять лет назад в «Проекте ОГИ» он придумал скрестить кафе с книжной лавкой, и туда пошли московские интеллектуалы, раньше сидевшие на кухнях. В «Квартире 44» не только дизайн напоминает о старой интеллигентской квартире, там и атмосфера такая. А оба кафе «Жан-Жак» - французские брассери, только на московских бульварах. Талантам Борисова нашлось и другое применение: в 2007 году в качестве знатока городской среды был приглашен на должность креативного директора журнала «Большой город». Успехам Дмитрия Борисова не приходится удивляться, поскольку главным потребителем всех своих продуктов является он сам: его любимые способы времяпрепровождения - выпивка в своем кругу и чтение хорошей литературы. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

Город, в котором я живу

Москва

Где родился

Москва

У кого родился

Отец - Вадим Борисов, известный историк.

Где и чему учился

Поступил на исторический факультет РГГУ, но на 3 курсе (в 20 лет) оставил учебу

«Не потому, что мне история не нравилась. Наоборот, я с очень большим уважением к истории отношусь, у меня и отец историк, так просто сложилось. У нас с Димой Ицковичем была своя продюсерская группа...учиться было некогда».

Где и как работал

Совладелец продюсерской компании (совместно с Дмитрием Ицковичем), работал с группами «Ленинград», «Вопли Видоплясова», «АукцыонЪ». В 2004-м вместе с Евгением Гиндилисом основал кинокомпанию «ТВИНДИ».

Участвовал как основатель и (со)владелец в организации клуба «Проект ОГИ», Объединенного гуманитарного издательства (ОГИ), клуба «Апшу» (вместе с сестрами и Д. Ямпольским). Ресторанную компанию «Буффо», сеть французских кафе «Жан-Жак» и возрожденный клуб «Маяк» открывал вместе с Ямпольским.

«Я не хочу быть похожим на бизнесмена! И никакой я не ресторатор... Может, продюсер... Хотя это тоже дурацкое слово».

«...те, которые меня в детстве били за то, что я рыжий, - это не моя публика. А те, в которых агрессии нет, а есть какие-то мысли, еще лучше - действия, - моя. Вот для них я делаю рестораны. ...Меня, кроме них, кроме этих людей, вообще никто не интересует. Больные там, чокнутые, офигевшие от денег или безмозглые совсем - это все не ко мне».

«Я занимаюсь исправлением городских аномалий. Вот то, что в Москве не было дешевой европейской кухни, - это аномалия, я ее исправил, сделал "Жан-Жак". То, что в России нет ни одного авторского ресторана с российским шеф-поваром - тоже аномалия. Сталик кулинарную книжку написал, она сейчас хит продаж. Вот мы сделали его авторский ресторан, у нас огромная тарелка плова стоит 450 рублей. Это дорого? Это адекватно».

В 2007-м стал креативным директором журнала «Большой город».

«Собственно, меня же туда позвали не чтобы контент менять, я в контенте ничего не понимаю. Я же, как было сказано, крупный специалист по городской среде. Я знаю, как этот городской ландшафт устроен, где там в нем дырки прогрызены, через которые можно доставлять информацию».

Мне интересно

литература, поэзия

Люблю

китайскую кухню

выпивать с друзьями

«Выпивать я люблю с моим другом Димой Ямпольским и с братьями Тотибадзе».

посещать свои рестораны и расплачиваться наравне с другими посетителями

Ну, не люблю

«... ненавижу анис, еще не люблю яично-кофейные ликеры и вьетнамские все эти вонючие водки и настойки со змеями».

фашистов

«С кем я никогда бы не стал выпивать, так это с фашистами. Неважно, русскими, еврейскими или немецкими. Ни за что».

Семья

В 2005 году родилась дочь Маша. Летом 2008-го женился на редакторе журнала Vogue Марусе Севастьяновой.

Брат - Николай Борисов, журналист, работал в газете «Ведомости», журнале Forbes, совладелец двух домашних ресторанов «Квартира 44» в Москве. Сестры - Анна и Мария Карельские, совладелицы московского клуба «Апшу».

И вообще…

«...меня расстраивает сейчас больше всего... что нет двадцатилетних людей, которые порвать меня могут с моим бизнесом. Копировать - сколько угодно. Вот начали мы когда-то книжками торговать в ресторанах - теперь все торгуют. А я уже нет, потому что мне важно было, чтобы это в принципе появилось, а не чтобы я один этим занимался. А молодых людей, которые придумают новый формат, который меня прикончит, - таких нет».

«В политику звали. И правые, и левые. Только мне это не нужно. Сейчас нет в России политиков, с которыми мне по дороге. Мне их истории глубоко неинтересны... Я сам - гражданское общество. Рестораны наши - гражданское общество. ...я всю жизнь делал рестораны для нормальных людей».

Александр Бродский, архитектор: «Митя один из моих любимых друзей. Он за последние несколько лет сделался очень важной частью московской жизни. Не только потому, что открывает симпатичные и успешные места. Он всегда собирает милых и хороших людей, правильные компании. Все истории, которые случаются с ним, носят алкогольный характер, но это не депрессивно-алкогольные истории, там в самом лучшем оптимистическом ключе все всегда происходит».

Катя Метелица, журналист и прозаик: «Борисов очень любит врать про себя всякие истории, постоянно этим занимается. И у него есть несколько любимых - про то, как он снимался в "Ералаше". Хотя его там парадоксальным образом не снимали ни разу. Он этими историями восстанавливал историческую справедливость отчасти. И вот он однажды начал каким-то свежим людям рассказывать про "Ералаш", а его подруга Карина Кабанова спокойно так говорит: "Это Митя сейчас врет". У Борисова лицо стало, как у малыша, когда его по голове стукнут, леденец отнимут и еще скажут, что Бога нет».

В июне ресторатор Митя Борисов («Жан-Жак», «Джон Донн», «Маяк», бар Cervetti и «Квартира 44») открыл новое место - «Дом 12» - не совсем ресторан, не совсем бар, не совсем клуб. Заведение в Мансуровском переулке работало нерегулярно и имело рваную программу. Сейчас, в октябре, всё наконец-то устаканилось - «Дом 12» стал полноценным рестораном с богатой культурной программой. Алексей Зимин, ресторатор и главный редактор журнала «Афиша Еда» стал совладельцем заведения и придумал ему постоянное меню вместе с бывшим шеф-поваром Ragout Ильёй Шалевым. The Village поговорил с главными действующими героями «Дома 12» о том, чего теперь ждать от этого места и за чем в него нужно идти.

Еда и ресторан

Митя Борисов

Мы начинали здесь с хеппенинга. Просто чтобы лето не терять, мы устраивали во дворе разные тусовки. Постоянного меню не было, постоянной программы - тоже. Тут готовила Светлана Кесоян (в прошлом главный редактор кулинарного журнала «Первое. Второе. Третье», бренд-шеф ресторанов и DoDo. - Прим. ред. ), от неё было уличное гриль-меню. Кроме этого, здесь готовили и Марко Черветти (шеф-повар и совладелец винных баров Cervetti и . - Прим. Ред.), и (совладелец школы и кафе Ragout и главный редактор журнала «Афиша Еда». - Прим. ред.), и Илья Демичев, владелец сети Goodman. Готовили разные менее известные повара, кроме этого, люди здесь могли готовить сами по себе: мы просто давали мангал во дворе. Но не было нигде написано слова «кафе/ресторан». Был «Дом 12», который работал не каждый день и в котором проводили некоторое количество мероприятий. От пьяных, чтобы показать пространство, как было на открытии, до огромного поэтического фестиваля. А сейчас мы запускаем «Дом 12» именно как ресторан. Условно говоря, у нас в логотипе появились надписи «кафе» и «винный бар». Появилась сформулированная винная карта, теперь нельзя приносить с собой.

Алексей Зимин

В Ragout у нас с Шалевым была сложносочинённая околофранцузская еда в сочетании с простейшими блюдами из кафе при бензозаправках, вроде шницелей c коул слоу. Но французских ресторанных техник было всё-таки больше. Здесь, в «Доме 12», всё наоборот. Но блюда всё равно довольно нарядные. Нельзя это назвать ни авторской кухней, ни какой-то ещё, это простая домашняя любимая еда. То, как бы я готовил дома, да и готовлю, собственно. Яркие вещи и одновременно очень удобные, чтобы ими закусывать или их запивать большим количеством водки или вина.

Вот утиная грудка, например. Вполне традиционная вещь. С вполне традиционным ароматическим сопровождением в виде пряностей, агрессивных, кондитерских по тону, вроде корицы и бадьяна, конечно, с вином - красным. Это же французская кухня, в конце концов. Но главный ключ к удивительному вкусу этого соуса не в его титульных и очевидных проявлениях. Он в небольшом количестве карамелизованных яблок, которые составляют настоящую душу этого соуса. Они объединяют весь ансамбль, от вишни до корицы, как бы организуя этот высокий строй.







Или голубцы из савойской капусты. Если оно и похоже на голубя, то только в самом метафорическом смысле, который вкладывали в это понятие деятели Советского комитета защиты мира. Однако если голубка Пикассо выражает хрупкость и красоту счастья, его обыденность и вместе с тем непостижимость, бургундский голубец, если всё сделано правильно, на 10 минут устанавливает счастливый мир хотя бы в рамках одной тарелки. Что не так уж мало, если подумать.

Многие вещи в меню «Дома 12» обусловлены не авторской волей, а обстоятельствами. Например, здесь есть миллионы баночек. Выкидывать их на помойку странно, поэтому с ними и работаем. Вот причина разных блюд в банках- тартар, форшмак, хумус и так далее. Водочно-винные дела. Это удобно с точки зрения технологии: у официанта и бармена есть ключ от холодильника, в котором уже наставлено много баночек с готовой едой, и если люди пьют водку или вино и хотят закуски, то не нужно держать повара на кухне, просто официант идёт и достаёт из холодильника уже заготовленную закуску.

Или тут есть оставшаяся от итальянского ресторана печка для пиццы, в которой мы печём курицу и баранину, они получаются очень духовитые, с копчёным ароматом.

Илья Шалёв

Это место можно описать так: здесь всегда воскресенье. Здесь такая атмосфера, в которой можно делать что хочешь и когда хочешь, не торопясь, и люди это чувствуют. Здесь время не течёт, оно здесь стоит. Здесь хорошо, правда. Никуда не надо торопиться. А теперь здесь ещё и вкусная еда.

Я сейчас нахожусь в состоянии перекрёстка. Это не самое приятное состояние, потому что на тебя вдруг наваливается вся эта свобода и куча возможностей. Вот-вот всё начнёт происходить, но прямо сейчас ещё не происходит. И пока я хочу немного отдохнуть и не строить амбициозных планов. Просто чуть-чуть вздохнуть, так сказать, и вспомнить, зачем мы живём. Наслаждаться жизнью, в конце концов. Так что работа в «Доме 12», где царит прекрасная атмосфера, мне сейчас очень кстати, тем более после меня из Ragout ушла куча поваров и я смог их одним махом всех пристроить. Меню мы придумали вместе с Лёшей, это скорее его видение, а я подыгрываю. Митя с Лёшей старые хитрованы, они знали изначально, чего хотят. Я им просто помогаю, и это неплохо.

Культурная программа

Митя
Борисов

Пока мы нестабильно работали здесь летом, мы устраивали, например, просмотры футбольных матчей с Уткиным (Василий Уткин - спортивный журналист и телекомментатор. - Прим. ред. ). Он как-то один раз пришёл, и они с Шацем (Михаил Шац - актёр, телеведущий, комик. - Прим. ред. ) подурачились во время футбола, и я говорю: «А давайте вы это сделаете на потоке?» Для меня нет никакой разницы между поэтическим вечером и просмотром футбола, если собирается хорошая компания приятных людей. Сегодня - футбол, завтра - поэзия, послезавтра – фаршированные головы от Лары Кацовой в еврейский Новый год. И так далее.

Ещё мы начали на регулярной основе показывать кино. Всё началось с моей девятилетней дочки. Она не любит смотреть кино на домашнем кинотеатре, ей важен поход куда-то, церемония. А в кино идёт всего два новых фильма, на которые мы можем сходить в течение месяца, - это мало. Я начал искать, где можно посмотреть что-то другое, куда можно сводить Машу, чтобы посмотреть кайфовый детский фильм. Таких кинотеатров нет в Москве. В итоге мы сделали в «Доме 12» по субботам и воскресеньям детский кинотеатр. Позвали друзей, сейчас это Наум Клейман (киновед, историк кино. - Прим. ред. ), Антон Долин (кинокритик, радиоведущий и журналист. - Прим. ред. ) и Станислав Зельвенский (кинокритик, обозреватель журнала «Афиша». - Прим. ред. ), отобрать лучшие мировые детские фильмы. Делаем мы это на нижнем этаже. Во время детских киносеансов там можно есть. Когда взрослое кино, презентации или просто показ, то, конечно, мы только выпивать разрешаем. А детям трудно понять, почему нельзя есть пиццу под кино.












Детское кино мы показываем не отягощённое правами. Для взрослых - продюсеры обязательно дают разрешения. Кино для взрослых мы показываем почти каждый четверг. У нас есть линейка с тем же Наумом Клейманом, когда он показывает классику или что-то ещё, ему интересное. Слава Рогожников - наш арт-директор, занимается всей организацией. На самом деле нам помогают ещё и несколько арт-директоров фестивалей.

Ещё мы придумали делать программу «Стихи про меня». Интересные люди выбирают главные стихи про себя и читают их, рассказывают о них. У каждого человека есть набор текстов, которые его, вне зависимости от даже любви к ним, характеризуют. Открыл эту линейку вечеров Анатолий Найман, был аншлаг. Дальше у нас будет Кирилл Серебренников. Дала согласие Алёна Долецкая, Ольга Свиблова. Ещё, может, в «Доме 12» будут какие-то лектории, которые либо мне интересны самому, либо мне хочется, чтобы какое-то количество публики их услышало. Например, мы договорились с Гришей Ревзиным, он будет читать цикл из 12 лекций про двенадцать главных умных книг, которые необходимо прочесть каждому и которые его сделали тем, кем он является. Мне очень симпатична идея неформального общения публики с, будем говорить так, содержательными людьми.

Фотографии: Полина Кириленко

Для любых предложений по сайту: [email protected]