Известен всему миру как знаменитый композитор и создатель великой музыки. Россини
написал за двадцать лет творчества четыре десятка сочинений: оперы, оратории, фарсы, пьесы. В историю музыки навсегда вошли великие оперы Россини
: «Отелло», «Сорока-воровка», «Севильский цирюльник», «Елизавета, королева Англии», «Осада Коринфа», «Вильгельм Телль»
. Свою первую оперу «Деметрио и Полибио
» композитор написал в шестнадцать лет, свою последнюю оперу «Вильгельм Телль
» через двадцать с лишним лет. После премьеры своей последней оперы Россини
удивил общество заявлением, что с музыкой покончено, и он посвятит себя второй страсти - кулинарии. Для гурмана и обжоры Джоаккино Россини
создание новых блюд, изобретение оригинальных рецептов приносило массу удовольствия. Кулинария была для Россини
творческим процессом, как и музыка.
В середине 50-х годов 19 столетия особую известность Джоаккино Россини принесли его музыкальные вечера. На своей парижской квартире или на вилле в Пасси Россини устраивал роскошные приемы, эти обеды были наполнены не только музыкой, но и авторскими блюдами маэстро. Композитору доставляло огромное удовольствие угощать своих гостей блюдами собственного приготовления, самому наполнять бокалы редким вином и портвейном. Его рецепты остались в истории кулинарии, как оперы в истории музыки. Изящный салат «Фигаро», многокомпонентные «Турнедо-тосты Россини», цыплята, телячьи котлетки «А ля Россини», блюда из картофеля, список рецептов получился таким внушительным, что композитор написал кулинарную книгу « Грезы обжорства» или «Россини и грех обжорства».
Классические «Турнедо-тосты Россини».
Четыре ломтика белого хлеба обжариваем на оливковом масле до золотистого цвета, перекладываем в теплую посуду, чтобы не остыли. Четыре куска говяжьей или свиной вырезки отбиваем и обжариваем на той же сковороде. Готовые отбивные солим, перчим и перекладываем на тосты. В той же сковороде на медленном огне подогреваем четыре порции паштета из птицы (гусиного например) и перекладываем на мясо. В сковороду, в которой все ингредиенты по очереди обжаривались, выливаем пол стакана красного вина, лучше всего мадеры и медленно доводим до кипения, активно размешивая этот соус, кипятим на медленном огне до необходимой густоты. Тосты выкладываем на общее блюдо, украшаем тонкими ломтиками лимона, жареными грибами, кружочками свежих помидор, веточками петрушки и поливаем соусом.
Картофель с сыром.
Около килограмма вымытого картофеля отвариваем в подсоленной воде на среднем огне до готовности. Промытый и обсушенный пучок свежего салата рвем руками на небольшие кусочки. Натираем на мелкой терке одну морковь и крупно рубим около 2-3 столовых ложек грецких орехов. Смешиваем в посуде 100 грамм сметаны, одну столовую ложку оливкового масла, 500 грамм предварительно натертого твердого сыра, салат, морковь, орехи, соль и перец по вкусу. Горячий картофель выкладываем на блюдо с листьями салата и гарнируем сырно-овощной массой.
Салат «Фигаро».
По отдельности отвариваем подготовленный телячий язык, небольшой корень сельдерея и свеклу до готовности. Приготовленные и охлажденные продукты нарезаем соломкой. К ним добавляем мелко нарубленные анчоусы по вкусу и порезанный пучок свежего салата. Салат заправляем готовым майонезом (около 200 грамм) и двумя мелко нарубленными помидорами (без семян и кожицы), хорошо перемешав.
“Загадка Россини” вот уже 8 десятилетий будоражит умы исследователей и поклонников творчества великого композитора. Почему в возрасте 37 лет на пике карьеры и славы композитор вдруг перестал писать музыку и уехал в Париж на покой? На протяжении оставшихся почти 40 лет своей жизни он создал одно-единственное крупное произведение – знаменитый Stabat Mater , несколько церковных кантат и сборник пьес, который не без кокетства назвал “Грехи старости”. До сих пор до конца непонятно, чем было вызвано такое решение.
Может быть, это было связано с депрессией в связи со смертью матери или проблемами со здоровьем (застарелая гонорея), какими-то изменения в политической и музыкальной жизни, но факт остается фактом, Россини отказывается от музыки и с не меньшим жаром отдается другому своему глобальному увлечению — кулинарии.
Автора “Вильгельма Теля ” и “Отелло ” еще при жизни назвали величайшим композитором своего времени. А всеобщее признание принесло и материальное благосостояние. Россини отличался скоростью написания и удивительной плодовитостью (только опер более 40!). Так гениального “Севильского цирюльника ” он создал всего за 13 дней!
Еще в 1824 году, когда Россини было всего 32 года, Стендаль сетует, что он “уже написал слишком много или, скорее, написал слишком быстро ”. Может быть причина в том, что композитор попросту иссяк? Но для Россини это не стало трагедией.
“Выдающийся человек просто сменил одно великое искусство на другое - музыку на кулинарию ” (Петр Вайль)
Сам Россини говорил:
“Желудок – это дирижер, который управляет огромным оркестром наших страстей. Пустой желудок для меня как фагот, который рычит от недовольства, или флейта-пикколо, которая выражает свое желание в визгливых тонах. Полный желудок – треугольник удовольствия или барабан радости. Есть, любить, петь, переваривать – по правде говоря, это и есть четыре действия комической оперы, которую мы называем жизнью. Тот, кто позволит ей пройти без наслаждения ими, – не более чем законченный дурак ”.
Для него музыка и кулинария равноценны . Так знаменитая ария Танкреда Di Tanti Palpiti получила известность под названием “рисовая ария”, поскольку Россини написал ее во время приготовления ризотто. В его репертуаре есть и “музыка для обедов” – небольшие миниатюры под названием “Миндаль”, “Четыре закуски”, “О, горошек!”
По его собственному призванию, плакал он всего три раза в жизни – когда освистали его оперу, когда он слушал Паганини и когда случайно уронил в озеро блюдо с индейкой. К жареной индейке с трюфелями композитор питал особое пристрастие. Однажды Россини выиграл пари, ставкой в котором был его любимое блюдо. Но выигрыш никак не мог получить, поскольку проигравший оправдывался тем, что первые хорошие трюфели еще не появились. “Чушь, чушь! – кричал Россини. – Это всего лишь ложные слухи, распускаемые индейками, которые не хотят быть нафаршированными
!”
Излюбленным деликатесом Россини был трюфель.
“Я могу сравнить трюфели только с оперой Моцарта «Дон Жуан». Чем больше их вкушаешь, тем большая прелесть тебе открывается ”
Говорил композитор.
А излюбленное кулинарное сочетание композитора — фуа-гра и трюфели — вошло в мировую кулинарию как сочетание a la Rossini . Существует паста a la Rossini, омлет, курица и, конечно, турнедо Россини .
Авторство знаменитого блюда приписывают Россини, но создал его другой кулинар. Тут мнения исследователей расходятся. Одни говорят, что изобрел его Casimir Moisson — шеф-повар , где Россини был частым гостем, другие называют гениального Мари-Антуана Карема , который получил громкий титул “повар королей и король поваров”. Само название блюда связывают с фразой “tourner le dos ” (повернуться спиной). Якобы ее говорил маэстро окружающим, добавляя в блюдо некий секретный ингредиент.
Россини и Карема связывала трепетная дружба, основанная на общности интересов. Карем считал композитора “единственным, способным оценить по достоинству ”. Когда Россини уехал в Болонью, Карем с дипкурьером отправил ему паштет из фазана с трюфелями, снабдив запиской “Россини от Карема”.
Композитор ответил музыкальной композицией “Карему от Россини”. В честь самой грандиозной оперы Россини “Вильгельм Телль” (в полной редакции идет около 6 часов) Карем соорудил не менее грандиозный торт, украсив его яблоками, сахарным арбалетом и сахарной стрелой.
“Завязав с музыкой, Россини жил в Париже напряженной творческой жизнью: угощал друзей. Рано растолстев, он неохотно выходил из дому, передвигался медленно: своего экипажа не держал, а когда вызывал наемный, требовал, чтобы лошади были старые или уставшие. Тем не менее, услышав, что в лавку Канавери привезли пасту из Неаполя, неотложно отправился туда. С трудом поднял себя на третий этаж, еще от двери увидел, что паста не неаполитанская, а генуэзская, и стал спускаться. Канавери, которому сообщили, кого он разочаровал, сказал: «Если этот господин так же разбирается в музыке, как в пасте, он действительно великий композитор». Россини, которому пересказали эти слова, отозвался: «Похвала, до коей не поднимался никто из моих музыкальных критиков «. (Петр Вайль, “Слово в пути” )
Джоаккино Россини умер 13 ноября 1868 года в возрасте 76 лет. Он, наверное, единственный из великих, кто оставил гениальное наследие в двух таких разных областях – музыке и кулинарии.
Турнедо Россини
Это блюдо включает три кулинарных фаворита композитора: черный перигорский трюфель, фуа-гра и вино Мадера (для приготовления соуса). Если учесть, что 70 грамм свежего трюфеля стоит порядка 200 долларов, и это не считая остальных ингредиентов, то приготовленное по оригинальному рецепту блюдо является дорогим удовольствием. Чтобы удешевить рецепт, используют трюфельное масло (оливковое масло, настоянное на трюфелях), заменяют грибы на более дешевые, а в бюджетном варианте вместо фуа-гра используют печеночный паштет (Россини бы перевернулся в гробу).
Ингредиенты оригинального рецепта :
Говяжье филе (толщина около 3 см), фуа-гра(толщина около 1 см) и тост должны быть в форме круга одного диаметра.
На сливочном масле поджарить хлеб с двух сторон. На слабом огне обжарить фуа-гра. На той же сковороде поджарить говяжье филе по собственному вкусу. Добавить на сковороду 2 ложки вина, долить бульоном и довести до кипения. Сгустить соус, добавив крахмал, смешанный с 1 ложкой вина. Посолить, поперчить, хорошо перемешать. Готовый соус процедить через сито.
На тарелке разместить поджаренный хлеб, обмакнув его в соус, на него выложить филе, сверху фуа-гра, украсить ломтиками трюфелей. Подавать с соусом.
Как сказал Петр Вайль “Запомнить легко. Забыть - нельзя
!
”
В завершение — один из фильмов документального цикла о выдающихся композиторах мира, авторы которого показывают скрытую связь между творчеством великих музыкантов и кулинарными традициями тех регионов, в которых они жили.
«Музыкальная кулинария. Джоаккино Россини
».
Джоаккино Россини был не только великим композитором, но и любителем изысканных и вкусных блюд. Именно ему принадлежит рецепт «турнедо» - невероятно аппетитных закусочных бутербродов.
Попробуйте приготовить Турнедо Россини по нашему рецепту и раз и навсегда решите вопрос, что можно подать к бокалу холодного пива или первым блюдам. Отменное блюдо одновременно и просто, и изысканно. Его непременно следует научиться готовить.
Ингредиенты:
Способ приготовления
Подают турнедо Россини с красным вином на обед или полдник. Перед подачей украшают зеленью петрушки и листочками базилика.
ИНГРЕДИЕНТЫ
Для паштета:
Нарежьте мясо пластами по 2,5 см, затем нарежьте такими кусками, чтобы их можно было приблизить к кругу по форме. Поперчите каждый кусок, обмажьте оливковым маслом, оберните каждый ломтиком бекона и обвяжите кулинарным шпагатом. Положите в контейнер, закройте и поставьте в холодильник на 24 ч.
Для паштета мелко нарежьте сало. Очистите и мелко нарежьте лук. Положите сало на чуть разогретую сковороду, вытопите жир, хрустящие шкварки выньте шумовкой. Положите в горячий жир печенку, жарьте по 3 мин. с каждой стороны, выложите печенку в миску, посолите и поперчите, сбрызните мадейрой.
В сковороду с жиром положите лук и обжаривайте на слабом огне 10 мин. Посолите и поперчите, переложите в стакан погружного блендера вместе со всем жиром из сковороды, взбейте блендером. Залейте печенку и полностью остудите. Затем взбейте блендером всю массу до однородности. Выложите в застеленный пленкой контейнер и поставьте в холодильник на 12 ч.
Разогрейте духовку до 180 °С. Налейте в сковороду-гриль немного масла, обжарьте мясо до румяной корочки, посолите и поперчите. Поставьте сковороду в духовку на 5–10 мин., в зависимости от желаемой степени прожарки. Выложите мясо на теплые тарелки, прикройте фольгой.
У булочек отрежьте верх и низ, чтобы получились толстые кружки. Обжарьте их на сливочном масле.
В сковороду, где жарились стейки, влейте мадейру, на максимальном огне выпарьте чуть больше чем наполовину, отскребая прижарки. Добавьте 50 г сливочного масла, соль и перец, готовьте 1 мин. Полейте жареные булочки половиной жидкости из сковороды, выложите мясо, полейте оставшейся жидкостью. На мясо выложите по квадратику паштета. Подавайте немедленно, украсив каперсами.